Торговля, коммерция и протекционизм вошли в число основных вопросов, обсужденных в ходе личной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на полях саммита G20 в Осаке. Подробности их беседы, в том числе экономического характера, станут понятны спустя некоторое время. Но вряд ли за полтора часа Путин и Трамп устранили все шероховатости во взаимоотношениях двух стран, поэтому можно констатировать, что санкции против нашей страны Вашингтон отменять пока не намерен, но и новых ограничений, судя по всему, также ждать не стоит.
фото: AP
Финансовые рынки к встрече Путина и Трампа отнеслись довольно прохладно — курс доллара к рублю прибавил всего три копейки, а котировки нефти выросли на 15 центов за баррель. Причем не факт, что и эта незначительная динамика прямо связана с переговорами в Японии. По словам аналитика FxPro Александра Купцикевича, к началу каждого месяца на российскую валюту оказывают влияние сезонные факторы, главным образом окончание налогового периода.
Главные противоречия между Россией и США — торговые санкции и прессинг, которому подвергается строящийся газопровод «Северный поток-2», вероятно, обсуждались за закрытыми дверями, при этом их рассмотрение, скорее всего, носило рамочный характер. Остальные экономические аспекты если и были затронуты, то исключительно в рамках протокола. «Российско-американский товарооборот составляет около $25 млрд. Это немного: наши торговые отношения с Германией оцениваются в $60 млрд, а с Китаем — в $110 млрд», — объясняет эксперт.
«Отечественный бизнес не ожидал от встречи Путина и Трампа прорывных договоренностей. Это протокольное мероприятие, призванное показать общественности, что стороны в принципе готовы к диалогу. Для подготовки действительно важных договоров требуется создание определенной почвы, проработка деталей возможных соглашений, на что требуется значительное время», — считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Однако даже сам факт встречи лидеров России и США — определенный сигнал рынку. «Главное, инвесторы обрели уверенность, что Вашингтон пока не собирается предъявлять нашей стране новые серьезные санкции, в том числе накладывать вето на сделки с облигациями федерального займа России. Подобные ограничения могли бы сильно ударить как по рублю, так и по финансированию отечественного бюджета, — отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. — Правда, движения в сторону отмены существующих санкций пока также не заметно».
Гораздо большее внимание инвесторов будет приковано к встрече Трампа с китайским лидером Си Цзиньпином, которая должна состояться во второй день встречи «Большой двадцатки». Эксперты опасаются, что, несмотря на обмен любезностями при личной встрече, первые лица США и Китая после завершения саммита вновь вернутся к жесткому торговому противостоянию, что еще больше затормозит развитие мировой экономики. «Трамп играет с огнем — торговая война с Поднебесной способна обрушить капитализацию мировых рынков», — предупреждает Разуваев.
Потери России в таком случае могут оказаться весьма существенными. Снижение спроса на энергоресурсы со стороны Поднебесной может повлечь за собой обвал цен на нефть. Существуют прогнозы как российских, так и американских экспертов, в соответствии с которыми стоимость «черного золота» может опуститься до $35 за баррель. Россия будет вынуждена не откладывать сверхприбыль от экспорта углеводородов в резервные фонды, а, напротив, залезать в них для покрытия дефицита бюджета. Для российской валюты подобное развитие ситуации окажется крайне болезненным — курс доллара может в кратчайшие сроки зашкалить за 75 рублей. В этой связи остается надеяться, что экономические итоги переговоров лидеров США и Китая окажутся более конкретными, чем результаты беседы Трампа с Путиным.