На прямой линии с Президентом трудовому коллективу Магнитогорского завода по ремонту горного и металлургического оборудования не повезло. Их обращение по поводу выплаты 33 миллионов долга по зарплате осталось за кадром. Но сам долг, конечно, никуда не делся.
Людмила Бутузова
История тянется 8 лет. Вопрос о зарплате 11 раз брала на контроль прокуратура Уральского федерального округа, администрация президента РФ, Следственный комитет, Совет безопасности… Но всё тонет в отписках, в «недорасследованиях», а по сути, по мнению трудового коллектива, в недобросовестном отношении чиновников к выполнению своих обязанностей.
— Правда на нашей стороне, высшие инстанции это подтвердили, — говорит директор завода Ринат Ахметов, — На местном уровне продолжается «круговорот воды в природе» — налоговая инспекция не спешит восстанавливать наши права, судебные приставы годами волокитят взыскание долгов в нашу пользу, администрация области, которой поручено контролировать ситуацию, либо не пускает представителей трудового коллектива на порог, как это было при прежнем губернаторе Дубровском, либо прячется и не отвечает на наши запросы, как это вошло в моду при нынешнем и.о. Текслере. Мы вынуждены обжаловать волокиту госорганов в прокуратуре, ждать, что они нам ответят, с этими бумагами наперевес опять ходить по тем же «молчаливым инстанциям» и всякий раз убеждаться, что нас опять футболят. Нет конца этому круговороту. Истинная причина в том, что областные и городские власти не заинтересованы в оздоровлении предприятия.
В двух словах, что это за завод и какая у него родословная. В 1941 году Криворожский завод горного оборудования был эвакуирован в Магнитогорск, а уже 25 июня 1942 года предприятие выдало первую продукцию. Завод специализировался на выпуске продукции для металлургии и нужд фронта. В послевоенное время перепрофилировался на гражданскую продукцию: начал выпускать оборудование для металлургических предприятий, дорожных и земляных работ. В 1990 году было присвоено новое официальное наименование: «Магнитогорский завод металлургического машиностроения» — сокращенно «МЕТАЛЛУРГМАШ». На этом славная история предприятия закончилась и началась полоса финансовых проблем и рейдовских захватов.
Так, 14 мая 2012 года около 20 человек проникли на территорию завода, нейтрализовали охрану и выставили за ворота всех работающих. Еще более 100 сотрудников «Металлургмаша» не смогли попасть на свои рабочие места. Этот рейдерский захват коллектив и считает началом своей вынужденной безработицы.
Впервые о проблемах завода стало широко известно в 2015-году, когда Ринат Ахметов опубликовал видеообращение к президенту Путину, в котором обвинил в сложившейся ситуации власти Челябинской области. «Я направил вам вопрос. – говорилось в обращении, — «Что еще должно произойти в экономике страны, чтобы ее руководство не только слышало «эффективных менеджеров», осваивающих бюджетные деньги и закрывающих за счет бюджета многомиллиардные долги, но и обратило внимание на людей, которых оставляют ни с чем?» ?
Речь шла о том, что челябинские предприниматели, связанные с чиновниками, попытались завладеть активами предприятия путем его банкротства. В результате «коммерческих конфликтов» еще недавно эффективно работающий завод остановился. А возобновлению производства, так же, как и выплате долгов, мешали «эффективные собственники», у которых были личные материальные интересы.
Как водится, обвинения посыпались в адрес самого Ахметова, который имел смелость привлечь внимание к острой ситуации. Но трудовой коллектив продолжил борьбу за свой завод. Бывшие сотрудники вместе с директором проводили собственное расследование и как могли добивались справедливости. Активистка Лариса Ахметшина от имени коллектива всюду писала, что к образованию долгов и гибели завода могут быть причастны губернатор Борис Дубровский и депутат заксобрания Челябинской области Константин Куркин, имевшие свои виды на предприятие.
«По-человечески отнесся к нашей петиции только первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, до этого нас просто футболили, — рассказывает бывший бухгалтер предприятия Татьяна Котельникова. – Наш завод входит в состав Магнитогорского металлургического комбината и 10 лет находится в состоянии банкротства. За это время приходили и уходили разные арендаторы, то «Южно-Уральский машзавод», то ЗАО «ММЗ», то ООО «ЗММ», и все уходили с долгами, не выплачивали рабочим заработную плату. Лично мне задолжали 260 578 рублей,у других рабочих по-разному. Наш директор Ахметов обещал нам, что как только комбинат вернёт долги заводу, то он сразу со всеми рассчитается. А на комбинате своя лихорадка, сокращения все время идут. В газетах писали, что на территории нашего завода будет новое производство. Значит, мы совсем не нужны… А ведь нашу продукцию брали металлургические комбинаты и горнодобывающие предприятия по всей стране. За эти годы у нас перебывало десять или одиннадцать управляющих из разных городов страны, но никому из них не были интересны наши проблемы и заботы. Люди остались без работы, без денег, разрушен весь завод, все оборудование и цеха. «Управляющим» лишь бы быстрее все растащить и распродать, а там хоть трава не расти».
Участие Сергея Кириенко настолько вдохновило коллектив, измотанный многолетним выбиванием долгов, что директор Ахметов не сомневался в успешном решении вопроса. Об этом, в частности, он сообщал в июне прошлого года «Новым Известиям»: «Только прямое личное вмешательство одного из руководителей Администрации президента РФ позволило оперативно в течение одной недели решить вопрос по ситуации с задолженностью.- Сейчас идёт битва за то, чтобы вернуть завод в строй и сохранить нужное государству производство».
Оказалось, — нет, вопрос не решен. Ведь Кириенко лично деньги не раздает, это должны сделать те, кто их прикарманил. Но виновники почему-то не спешили, а их покровители в Челябинской области просто затаились и саботировали рекомендации Кремля.
Как бы там ни было, благодаря Кириенко дело все-таки закрутилось. Было записано второе обращение коллектива на прямую линию, и, похоже, оно попало на глаза Владимиру Путину. Не без помощи высших сил коллективу завода удалось также передать обращение в Совет Безопасности РФ, и он заинтересовался ситуацией. Больше того, в марте 2018 года СБ принял решение подготовить «анализ дееспособности государственной власти РФ на примере ситуации Магнитогорского завода тяжелого машиностроения».
Анализ подготовлен. Он имеет гриф «для служебного пользования», но преамбула к отчету известна СМИ. Аналитики пишут: «По фактам многолетнего бездействия многочисленных органов власти нами, во взаимодействии с сотрудниками Совета безопасности РФ, администрации президента и ряда служб и ведомств, был подготовлен «Анализ дееспособности системы государственной власти Российской Федерации на примере ситуации Магнитогорского завода тяжелого машиностроения». 29 мая 2018 года итоговый отчет по данному исследованию был направлен на имя секретаря Совета безопасности РФ Патрушева Н.П.»
Меры были приняты оперативно. Уже 2 июня 2018 года председатель СК Бастрыкин лично провел оперативное совещание в Магнитогорске по данной ситуации. 3 августа по личному указанию Бастрыкина все материалы доследственной проверки по фактам невыплаты заработной платы трудящимся завода «Ремгорметмаш» были изъяты из СК по Челябинской области и переданы в первый следственный отдел управления по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов ГСУ СК России. 24 августа руководством Федеральной налоговой службы России было принято решение о восстановлении ООО «М3 «Ремгорметмаш» в Едином государственном реестре юридических лиц РФ. 6 сентября ГСУ СК России было возбуждено уголовное дело №11802007703000283 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по фактам невыплаты заработной платы, ход расследования находится на личном контроле председателя СК.
Перед окрыленным директором завода Ахметовым открывается светлое будущее и он спешит закрепить успех в обращении к зам. председателя правительства РФ, зам.председателя Военно-промышленной комиссии Борисову: «Уважаемый Юрий Иванович, в связи с тем, что вопросы по возврату похищенных активов, имущества и денежных средств предприятия… уже практически решены, прошу рассмотреть возможность включения Магнитогорского завода тяжелого машиностроения в программу импортозамещения продукции оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». Не говори «гоп»…
«Практически решены» — это совсем не значит, что вопросы решены, виновные перевоспитались и рассчитались, а исполнители закатали рукава и выполнили все, что им предписывают Патрушев с Бастрыкиным. Прошел год (восьмой по счету) – дело ни с места, денег у людей как не было, так и нет. Единственная перемена – ушел с должности губернатора Челябинской области Борис Дубровский, отжавший с близкими ему предпринимателями завод у государства и не ответивший за это, да пришел не причастный ни к чему врио Алексей Текслер, избравший тактику спрятать голову в песок и до выборов не высовываться. Во всяком случае, ссориться с Магнитогорским металлургическим комбинатом — основным должником машзавода, не оплатившим поставленную в его адрес продукцию, что в результате и привело к многолетним долгам по зарплате, Текслеру нет никакого резона – известно, что хозяин Магнитки своенравен, для него создать будущему губернатору проблемы – раз плюнуть.
Короче, заступников у несчастного завода много, все ему желают добра, но под ногами путаются мелкие чиновничьи сошки, которые своим бездействием сводят усилия верховной власти на нет.
Остается одно: сигнализировать Путину на прямую линию, чтобы он прямо там и разобрался. В этот раз обращение на глаза президенту не попало. Несгибаемые уральцы не унывают. Об этом с утра пораньше сообщил «НИ» сам Ринат Ахметов. И хотя письмо начиналось за упокой – «Завод в настоящий момент не работает, оборудование демонтируется и продается по цене металлолома. Трудящиеся у меня уже все уволились и подрабатывают, кто где смог. По своей специальности практически никто не работает, так как у всех очень узкая профессиональная специализация, с которой в нашем городе очень трудно трудоустроиться» — то дальше пошло как по маслу: «Вся информация по фактам незаконного вывода активов завода из государственной собственности мною была по запросу направлена на имя Советника Президента РФ Глазьева С.Ю. Дальнейшая ситуация по возврату завода под государственное управление мне в настоящий момент неизвестна. Следственная группа работает очень активно, так что есть большая надежда, что трудящиеся получат свою заработную плату, а все виновные должностные лица будут привлечены к ответственности».
В этой переписке особенно зацепил ну совершенно фантастический оптимизм коллектива на фоне многолетних и безнадежных жалоб во все дырки, включая прямую линию. «Наша цель показать другим трудовым коллективам, оказавшимися в подобной ситуации, что за свои права можно и нужно бороться».
Господи, боже мой! Восемь лет борьбы… Белухи с касатками столько не мучились. Честное слово, лучше остаться без воды в кране – тут же бы все исправили, чем оказаться в чиновничьем водовороте. Очень мало шансов выплыть. Тем более, — с победой.