Во время вчерашних торгов котировки нефти марки Brent опускались ниже отметки в 60 долларов. А сегодня на ПМЭФ Владимир Путин заявил, что цена 60 – 65 долларов за баррель Россию вполне устраивает. Стоит ли бюджету после такого заявления рассчитывать на дорогую нефть?
Сколько бы у нас не проводили политику импортозамещения, как бы не развивали промышленность, сколько бы нацпроектов не придумывали, а нефть по-прежнему важна для федерального бюджета, который подпитывает в том числе и Пенсионный фонд. Из данных Минфина следует, что в первом квартале 2019 года нефтегазовые доходы дали 42,8%. Существенная доля! Обрабатывающая промышленность, к сожалению, так и не очнулась.
60 долларов за баррель – ещё не экстремально низкая цена для нефти. В январе 2016 года она опускалась почти до 27 долларов. Вот тогда действительно всем было тяжело. Но преодоление сегодняшнего уровня может сигнализировать о дальнейшем снижении сырьевых котировок. И для этого есть все предпосылки. Сейчас в мире складывается удивительная ситуация: торговые войны США и Китая ведут к сокращению спроса на нефть, а страны-экспортёры соревнуются друг с другом, кто больше выкачает. Полное пренебрежение рыночными законами! Результатом может стать дальнейшее снижение цен на «чёрное золото».
Если смотреть на доллары, то запас для падения ещё есть: согласно действующему бюджетному правилу, все доходы, полученные от продажи нефти дороже 41,6 доллара за баррель, идут в запасы (на них покупается отправляемая в ФНБ валюта). Но есть один нюанс: бюджету нужны не какие-то абстрактные зелёные бумажки с американскими президентами, а обычные рубли. И здесь мину замедленного действия подложило весеннее укрепление рубля.
Бюджет сверстан из расчёта, что один баррель стоит 4100 рублей. Но сейчас один баррель выходит в 3960 рублей – на 3,5% меньше расчётной цены. Соответственно, также сокращаются и нефтегазовые доходы бюджета. И уже встаёт вопрос, какие же статьи урезать? Как показывает практика, легче всего под нож идут социальные расходы: при внесении правок в бюджет на 2019 год трансферт в Пенсионный фонд был урезан на 15,8 млрд. рублей.
Но есть и альтернатива сокращению расходов: снижение курса рубля. Чем больше рублей дают за доллар – тем больше поступлений в бюджет. При нефти в 70 долларов за баррель достаточно, чтобы доллар стоил 58,6 рублей, при нефти в 65 долларов – 63 рубля за доллар, при нефти в 60 долларов – 68,3 рубля за доллар. Как ни крути, а дешёвая нефть, по-прежнему, ведёт к дешёвому рублю.
Для экспортёров это хорошо, а вот для простых людей – не очень. Недавно «НИ» писали о том, что обеспечение продуктами питания России без импорта пока не представляется возможным. А значит, вместе с долларом вырастут и цены в магазинах. Неприятно, но, скорее всего, от этого никуда не деться.
Может ли быть альтернатива? Вполне. Но тогда необходимо поднимать свою промышленность. Просто одним указом снизить долю нефтегазовых доходов в бюджете нельзя. Они должны быть вытеснены доходами от других видов деятельности. К тому же, развитая промышленность поможет производить продукты питания от начала до конца в России, снизив зависимость от импорта. Осталось только дождаться. Ну или как нам обычно советуют власть имущие – «держаться»…