Среди всей продуктовой линейки, по оценке Росстата, за январь-май цены больше всего выросли на сахар и яйца — почти на 25% и 15% соответственно. Стоимость мяса и птицы, в свою очередь, подскочила более чем на 10%, крупы, бобовых и плодовоовощной продукции — на 8%, хлеба — на 7%. Подобную динамику эксперты объясняют снижением производства в указанных продовольственных категориях, а также возможным применением нерыночных методов работы со стороны поставщиков.
фото: pixabay.com
В целом продовольственные товары без учета алкоголя за пять месяцев выросли на 106,5%. Это больше, чем максимальный уровень инфляции в 5,5%, зафиксированный в этом году в конце весны. Медленней всего цены росли на спиртные напитки — они прибавили менее 2%. Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали табачные изделия (10%), бензин (8%) и медикаменты (6%).
По словам главного научного сотрудника Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василия Узуна, причины, которые привели к подорожанию именно этих продуктов, понятны. «Аналогичная ситуация наблюдалась несколько лет назад. В 2015-2016 годы цены на сахар вследствие неурожая сахарной свеклы в нашей стране подскочили до рекордных значений. На следующий, 2017 год, производство свеклы выросло и цены упали практически на 50%. В прошлом году сборы свеклы снова оказались невелики. Маятник сработал в обратную сторону и сахар стремительно дорожает. То же можно сказать и о зерновых, урожай которых в прошлом году сократился на 20%», — отмечает эксперт.
Рост цен на плодоовощную продукцию был вызван, скорее, внешними факторами, нежели внутренними. Прошлогодняя засуха в Европе отрицательно сказалась выращивании сельскохозяйственных культур в странах Старого Света. Европейцам пришлось увеличивать импорт овощей и фруктов. В результате, те объемы, например, египетского картофеля, которые ранее отправлялись в Россию, начали оседать на европейском рынке.
Повышение стоимости мяса, в особенности, птицы является прямым следствием роста цен на зерновые культуры, которые являются одной из главных составляющих кормов. Корма и ветеринарные препараты занимают до 60% в структуре себестоимости мяса домашних животных. Рост затрат общих издержек отражается на итоговой стоимости товара для конечного потребителя.
Вместе с тем, как отмечает Узун, в подорожании мяса и птицы могли сыграть роль и не совсем рыночные факторы. «Производители мясной продукции не раз обращались к правительству с просьбой предоставить им налоговые льготы или другие преференции для того, чтобы они смогли удержать цены от неконтролируемого роста. Чиновники пока не торопятся идти навстречу аграриям. Нынешнее повышение стоимости мяса может говорит о том, что производственники исподволь намекают отраслевым ведомствам, что без вмешательства государства ситуация на отечественном рынке рискует резко ухудшиться», — предупреждает эксперт.