Сейчас, в связи с принятием в июле 2019 г. в первом чтении крупного пакета поправок в Налоговый кодекс РФ, активизировались дискуссии о применении одного из спецрежимов для малого бизнеса, а именно единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Согласно этим поправкам, в 2021 году этот спецрежим будет отменен. За это, прежде всего, выступает, Минфин, а против – уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Бизнес, в свою очередь, тоже разделился. «За» – Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), против — «Опора России».
фото: Геннадий Черкасов
ЕНВД был введен в 1998 г. в условиях фискального кризиса. И, как это сейчас ни странно звучит, вводился этот режим именно для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Суть его сводилась к тому, чтобы стимулировать значительное количество предприятий малого бизнеса выйти из «тени» и платить налоги. Список видов деятельности предприятий, подпадающих под «вмененку», не раз менялся. Сейчас он включает в себя бытовые услуги, услуги по ремонту автотранспорта, розничную торговлю и общественное питание (в обоих случаях зал не более 150 кв. м), нестационарные торговые сети, стационарные торговые сети без торговых залов (проще говоря – рынки, торговые центры), наружную рекламу и кое-что еще. Он не распространяется на организации среднегодовой численностью свыше 100 человек, автозаправки, плательщиков спецрежима единого сельскохозяйственного налога, плательщиков торгового сбора (прежде всего это касается всей торговли в Москве) и еще ряд субъектов предпринимательской деятельности. С 2013 года переход на ЕНВД стал добровольным, а до этого был обязательным. Размер вмененного дохода устанавливается органами местного самоуправления с учетом рекомендаций Минфина по коэффициентам его исчисления в размере 15% от вмененного дохода. Это одновременно освобождает от уплаты налога на прибыль (для юридических лиц), НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), НДС (кроме операций по импорту) и налога на имущество (за исключением имущества, которое оценивается по кадастровой стоимости).
За 2018 год ЕНВД применяли более 2 млн налогоплательщиков, в том числе 262 тыс. организаций и 1,8 млн индивидуальных предпринимателей. Интересно, что после отмены для МСП обязательного условия применениям этого режима число налогоплательщиков, согласившихся использовать ЕНВД добровольно, сократилось почти на треть. То есть выгоден этот режим далеко не каждому предприятию МСП. Но большинству, конечно, выгоден. Прежде всего, потому, что нет никаких ограничений по выручке и прибыли. Да хоть миллиард. Вам может показаться, что такой выручки в ларьке не бывает? А как насчет, например, холдинга наружной рекламы? И уж тем более торговых центров и сетей рынков?
Да и практический смысл применения ЕНВД по сравнению с 1998 годом уже потерял свою актуальность. Тогда существовала масса сфер, где применение классической кассовой техники создавало существенные бытовые неудобства. Например, представим себе автобус или маршрутку. Ведь в 1998 году, когда налог вводился, там нельзя было заплатить банковской или транспортной карточкой. А «пробивать чек» – долго. То же касалось торговли на рынке, например. Где сейчас многие продавцы по собственной инициативе, не будучи обязанными, покупают кассовые аппараты для эквайринга, так как многие покупатели перестали пользоваться наличными. Использование ЕНВД теряет свой смысл еще и потому, что с 1 июля 2019 года налогоплательщики ЕНВД, имеющие наемных работников, обязаны применять контрольно-кассовую технику, что позволяет осуществлять контроль за полученными плательщиками доходами.
Кстати, в развитых странах ничего подобного режиму ЕНВД нет. В этом несложно убедиться, ознакомившись с очередным авторитетным ежегодным обзором EY Worldwide Corporate Tax Guide. Таких налогов нет в США, странах Европейского союза или в Японии. Нет его и в Китае. Зато подобные налоги активно используются в самых бедных странах. Грубо говоря, в Африке, в Индии, в бедных странах Латинской Америки. Там, где в массе своей нет «онлайн-касс», да и Интернет не везде работает.
Инициатива Министерства финансов, безусловно, направлена на пресечение масштабного уклонения от уплаты налогов через ЕНВД. Речь идет о дроблении бизнеса. При дроблении, например, компанию делят на несколько юридических лиц. И эти мелкие фирмы, вместо того чтобы платить налог на прибыль, НДС и другие налоги, платят небольшую «вмененку». Речь также идет о тех, кто имеет высокие и сверхвысокие доходы с минимальной налоговой нагрузкой: в фактически существующий неформальный холдинг включается центр прибыли, находящийся на режиме ЕНВД. И если раньше участие в ЕНВД было своеобразной лотереей – можно и прогореть, когда прибыли нет, а налог надо платить, то сейчас можно «перепрыгивать» с одной системы налогообложения на другую. У ларька, конечно, нет таких искусных бухгалтеров. Но для холдинга с миллиардными прибылями нанять их не проблема. В этом сложно не разделить озабоченность Минфина. И масштаб денег тут не мал – вмененный доход в 2018 г. составил более 904 млрд руб., налоговые сборы по нему составили 64,5 млрд.
При этом Минфин не планирует вовсе уничтожать льготные режимы налогообложения. Антон Силуанов пояснил, что Правительство с Минфином договорились начать разъяснительную работу по переходу бизнеса на другие налоговые режимы. «Считаем, что режим ЕНВД продлевать не следует, но нужно подготовить все необходимые разъяснения, как закрывать соответствующий режим, как открывать новые предприятия, чтобы для бизнеса, который работает в этом формате, не было дискомфорта и каких-либо неожиданностей при отмене режима», – подчеркнул Антон Силуанов.
К 1 января 2021 года компании на «вмененке» смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, при применении которых налогоплательщики освобождены от уплаты ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций (для физических лиц), за исключением отдельных объектов имущества. Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, смогут перейти на наиболее благоприятный режим – налог на профессиональный доход. По нему налоговые ставки составят 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, и 6% в отношении доходов, полученных от юридических лиц.
Часть критических замечаний по отношению к законопроекту выглядит довольно странно. Например, Борис Титов утверждает, что закон приведет к росту налоговой нагрузки как минимум в 2.4 раза, ликвидации 1.7 млн рабочих мест и сокращению платежей в бюджет на 3.9%. Этому посвящено исследование возглавляемого им Института экономики роста имени Столыпина. Ссылаются авторы на опыт Москвы как субъекта федерации, в котором уже произошла отмена ЕНВД в связи с введением торгового сбора. Но что же говорит опыт Москвы? Платежи в бюджет немного выросли. Количество предприятий малого и среднего бизнеса немного сократилось (причем микробизнеса выросло, а вот малого и среднего сократилось). Добавим от себя, что микробизнес по российским законам – это предприятия с выручкой до 120 млн рублей, малый бизнес – с выручкой до 800 млн, средний – с выручкой до 2 млрд, стоит ли говорить, что подавляющее большинство предпринимателей 120 млн рублей никогда в руках не держало? Надо сказать, что в нынешнем виде, в зависимости от решений местных властей, ЕНВД может различаться на порядки (!). Что это, как не пример коррупции. Налоговое законодательство должно быть однозначно трактуемо. Странно, что бизнес-омбудсмен полагает, что можно это законодательство трактовать как угодно и не платить налоги.
Так что же, скажем мы, в отмене нет совсем никаких проблем? Проблемы есть именно для самого мелкого бизнеса, который фактически выживает, и доходы в котором давно меньше, чем на государственной службе или наемной работе. Таких людей можно и нужно поддерживать. Речь идет прежде всего о проблеме приобретения кассового аппарата (сейчас устоялся термин «онлайн-касса»). С 2018 г. ею должны пользоваться и большинство плательщиков ЕНВД. Ее стоимость начинается от 10 тысяч рублей. Налоговый вычет полагался, но на сумму не более 18 тысяч рублей, и с 1 июля 2019 г. предоставляться не будет. В этом вопросе, на мой взгляд, Министерство финансов могло бы пойти навстречу бизнесу и продлить существование вычета, а также повысить его размер. Ведь кто-то будет создавать новые бизнесы.
Наконец, тем, кто знаком с этой сферой, прекрасно известно, что главная проблема малого бизнеса – это не налоги от слова «вообще». Для многих крупных городов, прежде всего Москвы, это сверхвысокие ставки аренды торговых площадей из-за их дефицита. Это основная издержка ведения бизнеса, ведь малый бизнес – это в основном торговля, а не нанотехнологии и поставки для нужд крупных предприятий. Введены многочисленные неоправданные административные ограничения (например, «стометровка» – запрет на торговлю трафикообразующим алкоголем и табаком в радиусе ста метров от учреждений образования и здравоохранения, даже если между ними бетонная стена или река).
Было бы здорово, если бы Минфин в рамках межведомственного взаимодействия поддерживал малый бизнес и в этих вопросах – тогда ему было бы легче найти понимание в инициативах по борьбе с уклонением от уплаты налогов на сверхдоходы, маскируемые бухгалтерскими методами.
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.