Кризиса в России этот процесс не вызовет, однако, бюджет недосчитается нефтедолларов
Об этой неприятной для нашей страны ситуации пишет в своем блоге аналитик Андрей Нальгин:
«Официальная Россия гордится тем, что её нельзя победить: возможность нанести потенциальному противнику неприемлемый ущерб вынуждает того воздерживаться…
Но что в такой ситуации делает умный соперник? Разумеется, начинает военные действия там, где его соперник наиболее уязвим. И ведёт их чужими руками.
Именно это сейчас и происходит. Против России открыт ещё один фронт.
Хорошо известно, что ахиллесова пята России – экономика: архаичная, монополизированная, зависимая от нефти и газа. Против неё вводились различные санкции, её потенциальных внешних инвесторов пугали рисками, а теперь добавилось ещё одно.
Саудовская Аравия, которую многие считают союзником США, решила резко снизить цены на свою нефть для клиентов в Европе, где государственная нефтекомпания Saudi Aramco конкурирует с поставщиками из России. После того, как российские нефтяники в августе вновь саботировали соглашение ОПЕК+, увеличив как добычу нефти, так и её экспорт, а глава МЭР Максим Орешкин назвал саудитов «слабым звеном» нефтяного рынка, Эр-Рияд объявил масштабные скидки для Евросоюза. Причём для тех его стран, которые являются традиционными покупателями российской марки Urals. Так, в октябре для клиентов в Европе подешевеет практически вся линейка саудовских сортов, а максимальные скидки будут действовать для марок Arab Light и Arab Medium, наиболее близких по характеристикам к российскому «чёрному золоту».
Например, каждый баррель Arab Light станет дешевле на 1,2 долл., а вот Arab Medium подешевеет на 2,7 долл. и будет стоить на 3,8 долл. дешевле Brent. Это уже бьёт по спросу и ценам. Если в начале августа российская нефть стоила рекордно дорого, а отдельные партии продавались на 1-1,2 долл. дороже Brent, то к началу сентября цены сильно снизились. Средняя скидка на Urals выросла с 90 центов в начале недели до 1,74 долл. на 5 сентября. Не критично, но всё равно ощутимо.
Главное, впрочем, что о партнёрстве с ОПЕК, где саудиты играют главную роль, теперь придётся забыть. И это уже открывает дорогу к более масштабным ценопадам на нефтяном рынке. Увы, сиюминутные интересы российских нефтяников оказались выше стратегических перспектив. Впрочем, кто сейчас в России думает о стратегии?
Кризиса в российской экономике за этим, конечно, пока не последует, хотя бюджет и недосчитается нефтедолларов. Но тут у монетарных властей РФ есть привычный инструмент – девальвация рубля.
Куда интереснее другое: какие ещё войны есть в рукаве у потенциального противника?»