Минсельхоз и Минпромторг решили объединить две системы отслеживания молочной продукции: электронную ветеринарную сертификацию («Меркурий») и маркировку контрольно-идентификационными знаками (КИЗ). Такая интеграция, по мнению ведомств, позволит минимизировать издержки бизнеса, а потребителю даст уверенность в подлинности продукта, который попадает к нему на стол. Внедрение маркировки — дорогое удовольствие, которое станет обязательным с 1 июня 2020 года. Производители предупреждают, что им придется поднять цены на свои товары, чтобы «отбить» новые затраты. В Совете Федерации, в свою очередь убеждены, что механизм маркировки, по сути, повторяет уже действующую электронную ветсертификацию, поэтому в нем нет никакой необходимости.
Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм
Напомним, что система «Меркурий» позволяет Роспотребнадзору контролировать наличие недопустимых ингредиентов в молочной продукции. Иначе говоря, она служит гарантией того, что в бутылку молока не попадёт некачественная продукция с антибиотиками, или что туда не будут подмешаны растительные жиры. Тогда возникает вопрос: для чего нужна маркировка КИЗ? Между тем, один из крупнейших производителей Danon оценивает свои расходы на интеграцию новой системы в 25 млрд рублей. Для сравнения: чистая прибыль всей отрасли, по оценкам Росстата, в 2018 году составила 35 млрд рублей. Расходы не сопоставимы с прибылью, что, естественно, приведёт к росту цен и снижению доступности молочной продукции.
В Совете Федерации сомневаются в принципе в целесообразности внедрения маркировки КИЗ. По мнению сенаторов, она спровоцирует рост стоимости пищевой продукции, а с оборотом фальсифицированной продукции на отечественном рынке отлично справляется действующая электронная ветсертификация «Меркурий». Действительно, считав штрих-код «Меркурия» на товаре, можно узнать, на какой ферме и какая корова дала молоко, когда его привезли на конкретный завод и изготовили продукт, а также привезли в магазин и продали. Электронная маркировка со своей стороны расскажет только о том, какой завод выпустил конкретный товар и какого числа.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский видит две главные проблемы правительственного предложения: во-первых, введение обязательно маркировки приведет к увеличению финансовой нагрузки на производителей. Во-вторых, деньги, потраченные производителями на маркировку, пойдут частникам, владельцам компаний, которые производят оборудование для нанесения электронной метки. «Примерно в 50 копеек обойдется маркировка одной единицы товара. Если говорить о шубе, стоимостью в несколько десятков тысяч, сумма не так значительна. А вот в цене пакета молока или йогурта эти 50 копеек могут стать решающими для потребителя», — сообщил «МК» сенатор. Он пояснил, что оборудование для маркировки очень дорогостоящее, также как и программное обеспечение для него, которое нуждается в ежегодном обновлении. Производителю молочной продукции придется заплатить большие деньги за всю систему нанесения этой маркировки, и траты, естественно, будут заложены в конечную цену товара. «Продукции покупаться будет меньше, издержки предприятий вырастут и произойдет еще один виток повышения цен», — прогнозирует Лисовский.
По словам сенатора, внятно объяснить, зачем нужно внедрять маркировку КИЗ при наличии ветсертификации «Меркурий» не могут даже представители Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора информационной системы, осуществляющий информационное обеспечение эксперимента по маркировке. «Для фискального учета существуют онлайн-кассы, за прослеживаемость товара отвечает «Меркурий». На вопрос, зачем в водить еще одну маркировку, ответа нет», — отметил сенатор.
Отметим, что внедрение маркировки КИЗ, по подсчетам профсоюзов, обойдется нашему продовольственному рынку от 0,5 трлн до 1 трлн в год.