Они разные — наши пенсии. У кого-то, если посмотрим их размер, они немногим более 10 тыс. рублей, а у кого-то — больше 60 тыс. рублей (у депутатов Госдумы, к примеру). Средний же размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил, как свидетельствует Росстат, 14 163 рубля. Немного, что и говорить, при нынешней-то дороговизне нашей жизни.
фото: Ольга Шуклина
А вообще-то, по-видимому, у людей всегда будет существовать это естественное желание — чтобы пенсия была побольше. Размер пенсии, будем объективными, вроде как растет. Еще в 2014 году средний размер назначенных пенсий был 10 786 рублей, то есть в номинальном выражении он был более чем на 30% меньше сегодняшней.
Да, конечно, инфляция не позволяет сделать вывод о столь значительном росте величины пенсий, но даже если учтем инфляционный фактор, то есть будем сравнивать реальный размер пенсий, то все равно есть надежда на то, что количественно пенсии увеличились. И что теперь с этого? Нам надо быть безмерно благодарными?
Тогда давайте-ка, для начала, вернемся к вопросу о том, что у нас произошло в последние годы с реальным размером пенсий, то есть с учетом инфляции (заметим — официальной). Итак, реальный размер назначенных пенсий (в % к соответствующему периоду предыдущего года) в последние годы, по данным Росстата, ежегодно менялся следующим образом: 2015 год — 96,2% (по отношению к предыдущему году), 2016 год — 96,6%, 2017 год — 100,3%, 2018 год — 100,8%, 2019 год — 101,5%. Общее изменение составило (просто перемножаем названные цифры) 95,4%. Таким образом, реальный размер назначенных пенсий… уменьшился за последние пять лет на 4,6%. Объективности ради заметим, что здесь не учтена единовременная выплата пенсионерам в 5 тыс. рублей, которую они получили в начале 2017 года. Но она и не должна учитываться, потому что это было разовое мероприятие, на средний размер назначенных пенсий она не влияла.
И все-таки, согласитесь, сюрприз, хотя и неприятный: реальный размер назначенных пенсий за последние годы снизился, причем существенно.
Теперь давайте посмотрим на такой интересный показатель, как коэффициент замещения (сколько в процентном отношении составляет средняя пенсия от средней заработной платы). Это очень важный показатель, дающий объективную характеристику уровня пенсионного обеспечения в стране. По последним имеющимся данным, если в январе–сентябре 2018 года коэффициент замещения составлял 31,6%, то за тот же период 2019 года он равен всего лишь 30,7%. Получается, что снижается у нас и этот показатель. Кстати, в 2015 году коэффициент замещения вообще составлял 35,2%.
Для сравнения: коэффициент замещения, к примеру, в Швеции сегодня составляет почти 57% (средняя пенсия 1700 евро при средней зарплате по стране в 3000 евро).
Кто-нибудь скажет: ну вот еще, выдумал тоже, со Швецией сравнивать. Да, сравнил, и на это есть полные основания. Потому что речь идет именно об отношении средних пенсий к средним зарплатам. Никто не собирается сравнивать размер пенсий по номинальным значениям, но именно по доле в зарплатах можно и нужно сравнивать, потому что в России зарплаты тоже намного ниже, чем в Швеции.
Почему доля-то, этот самый коэффициент замещения пенсий, столь мала? Тут, конечно, много причин можно назвать: общая слабость российской экономики, высокая доля теневого сектора, неэффективность пенсионного реформирования и прочее. То есть объяснить-то можно, только принять эти объяснения трудно. Еще труднее принять объяснения того, почему и здесь динамика отрицательная — иными словами, ситуация только хуже становится.
Или вот еще проблема: работающим пенсионерам у нас в последние годы пенсии не индексируются. Правда, буквально в последние дни вдруг выяснилось, что люди и чиновники на эту проблему смотрят по-разному.
Оказывается, пенсии работающим пенсионерам все-таки индексируются. Не возмущайтесь, дорогие работающие пенсионеры, но это, если кто не знал, действительно так. Об этом на днях в ходе заседания Комитета по труду и социальной политике Государственной думы сказал новый министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Оказывается, по признанию министра, хотя индексация работающим пенсионерам и не выплачивается, пенсии-то все равно индексируются, а сразу после увольнения с работы получаемые пенсии будут выдаваться уже с учетом прошедших индексаций. К тому же, не преминул указать министр, в Пенсионный фонд России с зарплат работающих пенсионеров уплачиваются страховые взносы, что приводит к росту пенсий.
Ну про этот символический рост примерно в пару-тройку сотен рублей из-за перерасчета по системе пенсионных баллов, работающие пенсионеры знают. Хотя, наверное, не все, потому что уж больно мизерный получается рост размера пенсий. Что все-таки с индексацией? Почему она как бы есть, но реально ее нет?
Все просто: люди, когда они возмущаются отсутствием индексации пенсий работающим пенсионерам, имеют в виду именно то, что они получают. Получил столько же, сколько и раньше — значит, нет индексации. А чиновники считают по-другому: может, пенсионеры и получают столько же, но пенсия им индексируется. Правда, индексация не выплачивается. Вот и все. Снова не понятно? Что же, понять и вправду трудно…
Послушайте, господа чиновники, людям важно, что они получают реально в данный момент времени. Получил столько же, сколько в прошлом месяце или прошлом году — значит, индексации нет. Все просто. И никакие уверения в том, что индексация все-таки есть, не помогут. Не надо лукавить.
Как говорится, вам «шашечки» или «ехать»? Так вот «ехать» — это когда индексируются именно выплачиваемые пенсии, а «шашечки» — это когда индексация на бумаге вроде как считается, но выплачиваемые пенсии остаются в прежнем размере.
В связи с этим давайте посчитаем, сколько в среднем недополучили работающие пенсионеры, начиная с 2016 года, когда им перестали выплачивать индексацию.
По состоянию на 1 января 2016 года средний размер страховой пенсии по старости составил 12 830 рублей — это та «печка», от которой и будем плясать. Понятно, что эта цифра не совсем та, которая нам необходима, потому что она ведь касается не только работающих, но и неработающих пенсионеров. Но величину среднего размера пенсий именно у работающих пенсионеров Росстат не приводит. Значит, будем довольствоваться тем, что имеется, все равно больших искажений это не даст, и оценки могут быть достаточно точными.
С этого же 2016 года индексация пенсий работающим пенсионерам, которых, по данным Пенсионного фонда России, сегодня насчитывается 7,5 млн человек, не проводилась. Благодаря этому «мудрому» решению один работающий пенсионер недополучил в среднем примерно 30 тыс. рублей. Общая же сумма экономии на работающих пенсионерах составила за прошедшие годы около 218 млрд рублей (!).
Получается, что государство на работающих пенсионерах уже сэкономило огромные деньги. И это в условиях-то переизбытка денег у него самого (профицитный бюджет, растущие международные резервы и Фонд национального благосостояния). Зачем? Может, для создания соответствующего фона для принятия новых поправок к Конституции? А что, люди на фоне падения их реальных доходов, отсутствия индексации пенсий и повышения пенсионного возраста будут голосовать за что угодно, только бы их жизнь хотя бы чуть-чуть улучшилась. Тем более что так называемые социальные поправки уже готовы.
Да, вот такие наши пенсии — непонятные и незаслуженно низкие.
Почему они для большинства такие? Может быть, ответ на этот вопрос совсем простой. Те, кто придумывает все эти новые пенсионные реформы, кто принимает решения о повышении пенсионного возраста, кто отвечает за состояние системы пенсионного обеспечения, — они ведь не собираются жить на среднестатистические российские пенсии. Они как бы в другом измерении, в другой реальности. А мы в своей: со своими крохами вместо пенсий.