Май 2020-го оказался провальным месяцем для федерального бюджета. Размер его дефицита почти в три раза перекрыл профицит предыдущих четырех месяцев года, следует из данных Минфина. Разумеется, это связано с фактической остановкой экономики из-за пандемии. При этом оценить в полной мере глубину образовавшейся в бюджете пробоины не представляется возможным: впервые за последние 11 лет Минфин не стал публиковать данные по номинальному объему ВВП в мае.
Чтобы восполнить пробел, мы обратились к экспертам с вопросам: будет ли бюджетная дыра расти дальше и до каких размеров?
фото: Наталья Мущинкина
В мае дефицит федерального бюджета составил 655,8 млрд рублей, перекрыв в 2,7 раза профицит предыдущих четырех месяцев (246,7 млрд). Об этом говорится в отчете Минфина о предварительном исполнении бюджета. Ведомство связывает возникновение дефицита, прежде всего, с обвальным сокращением доходов в мае — на 41% по сравнению с маем 2019 года и в 2,6 раза по сравнению с апрелем 2020 года. При этом нефтегазовые доходы сократились в два раза, а ненефтегазовые — в 2,7 раза по сравнению с апрелем.
Однако независимых экспертов удивили не столько цифры падения доходов и скатывания бюджета в дефицит (это было ожидаемо на фоне остановки экономики из-за пандемии), сколько отсутствие в публикации Минфина данных по номинальному объему ВВП за май. В прежних отчетах министерство приводило в качестве дополнительного показателя отношение дефицита (профицита) бюджета к ВВП, по которому можно было рассчитать месячную оценку объема валового внутреннего продукта.
На сей раз этого сделано не было, так что о масштабах истинного провала экономики можно только догадываться. Заметим, что соответствующий цифры за апрель были названы: снижение номинального ВВП достигло в том месяце 27% по сравнению с апрелем предыдущего года, а реальный ВВП в апреле сократился на 12% в годовом выражении.
Между тем, месячные показатели отношения дефицита (профицита) к ВВП Минфин публикует с 2005 года, сделав единственное исключение в кризисном 2009-м. Очевидно, майская картина падения отечественной экономки оказалась столь неблагоприятной, что финансовое ведомство предпочло ее не раскрывать. Чтобы восполнить пробел, «МК» обратился с вопросом об истинных размерах падения ВВП и бюджетного дефицита к независимым экспертам.
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара:
«Дефицит бюджета в мае ожидаем, и возник он из-за двух факторов: из-за двухмесячного карантина и из-за падения цен на нефть. Если стоимость нефти потихонечку выравнивается и видимо к III кварталу 2020-го вернется к докризисным значениям ($45-50 за баррель), то последствия пандемии коронавируса будут исправляться более медленными темпами — значительная часть бизнеса, фактически принудительно разоренного, уже не возобновит работу. Не все предприниматели смогли выдержать двух-трехмесячный режим самоизоляции. Как следствие ВВП еще долго не восстановится, ну а бюджетный дефицит никуда не денется как минимум до конца года. Пока большинство его оценок в районе 6-8% ВВП по итогам 2020-го».
Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития:
«То, что показал Минфин по итогам пяти месяцев — еще очень умеренная цифра дефицита бюджета. Процесс его наращивания будет идти по нарастающей. Перемена знаков в бюджетном балансе (переход с профицита на дефицит) связана с тем, что уже в апреле федеральные расходы выросли на 40% в годовом измерении.
В мае, естественно, тенденция сохранилась. Это связано с мерами социальной поддержки, которые задействовало правительство, а также с помощью регионам в размере 200 млрд рублей.
Цифры, которые приводит Минфин — абсолютно логичные. Макроэкономическая картинка по итогам второго квартала 2020-го складывается таким образом, что дефицит будет возрастать.
Прогноз Минфина довольно плавающий — от 4 до 6% ВВП в зависимости от того, будет или нет вторая волна пандемии COVID-19. Оценивать сейчас очень сложно, но то, что мы закроем год с дефицитом — это факт.
Падение ВВП по году пока около 5%, об этом говорят Минэкономразвития и Минфин. Международные организации дают более высокую оценку — 8% по оптимистическому сценарию. Если говорить о дефиците консолидированного бюджета с учетом регионов, то здесь можно говорить о 8% ВВП. Доходы регионов могут упасть на 1,5 трлн рублей».