В России произошел резкий рост безналичных расчетов. По данным ЦБ, к концу года их доля в розничной торговле может достигнуть 70%. Из-за коронавируса люди стали бояться бумажных денег. На этом фоне возникли разговоры – причем не только в соцсетях, но и в среде серьезных финансовых аналитиков — об ограничениях на оборот наличных, а то и о полном их запрете.
фото: pixabay.com
Конечно, безналичный расчет — это современно, удобно, быстро, но он таит в себе много опасностей — финансовые мошенничества, блокировки карт, кражи личных данных… Мы выяснили мнение экспертов о том, что ждет наличные деньги после пандемии.
В 2020 году доля безналичных платежей в розничной торговле России может увеличиться до 70%. Об этом заявила первый зампредседателя Центробанка Ольга Скоробогатова. По ее словам, с 2014 года этот показатель вырос в два с половиной раза. При этом с начала 2020-го пандемия и связанные с ней ограничительные меры заметно ускорили переход российской розницы на безналичный расчёт.
Вследствие распространения коронавируса во многих странах мира были введены ограничения на использование наличных. В России такая практика не применялась, но ЦБ рекомендовал банкам обезопасить выдачу наличных и дезинфицировать банкоматы. В «Гознаке» еще в начале режима самоизоляции говорили, что при изготовлении российских банкнот применяются специальные добавки с антисептическими свойствами.
В общем, поводов для распространения слухов о незавидной судьбе наличных денег в России – предостаточно. Насколько они близки к реальности?
По словам руководителя аналитического центра «Альпари» Александра Разуваева, наличные платежи останутся в любом случае. «У человека должен быть выбор», — подчеркнул эксперт, имея в виду совместное использование безналичной оплаты, и наличных расчётов. По его мнению, наблюдаемое сейчас ощутимое снижение доли наличных платёжных операций являются ни чем иным, как следствием паники, вызванной распространением коронавируса. «Отказ от наличных денег стал закономерной реакцией на недостоверные, но активно распространяемые по весне версии о передаче вируса через купюры. Поэтому баланс использования нала и безнала может вернуться вместе со снятием основных ограничений», — утверждает Разуваев.
Разговоры о возможном запрете хождения наличных денег возникают регулярно — это сейчас очень модная тема. Однако на практике подобное вряд ли возможно, рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «На Западе оплата безналом распространена значительно сильнее, чем в России, но о полном запрете на бумажные деньги или монеты речь все равно не идет. Во-первых, у людей есть альтернатива, а во-вторых, это зачастую удобнее для граждан. Кроме того, есть небольшая прослойка общества, которая принципиально предпочитает только наличные — в том числе, такие люди есть в России», — подчеркивает он. Оба способа останутся и будут развиваться, уверен Сигал.
Эксперт считает, что полный отказ от наличных денег из-за распространения коронавирусной инфекции маловероятен. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни коронавируса на бумажном носителе составляет три-четыре дня. Поэтому аргумент в пользу отказа от кэша — «это для вашего же здоровья» — не вполне уместен.
«Для государства, для Минфина, для ЦБ концептуально очень выгодны именно безналичные расчеты. Это эффективно сокращает долю теневой экономики. Использование банковских переводов с высокой долей вероятности не позволяет скрыть операции от налогообложения. Другой плюс — отсутствует анонимность транзакций, что позволяет собирать больше налогов», — отметил в разговоре с «МК» инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Поэтому, по его словам, представители финансовых властей, в частности ЦБ, так гордятся ростом безналичных платежей. Власти заинтересованы в том, чтобы как можно больше сократить долю наличных расчетов. Однако полный отказ от наличных денег в обозримой перспективе не возможен. «В нашей стране действует целый ряд законодательных актов, в которых прямо говорится о том, что в России расчеты возможны как в наличной, так и в безналичной форме», — замечает наш собеседник.