В России приступают к тестированию онлайн-тахографов, которые вместо инспекторов ДПС будут в режиме онлайн фиксировать превышение скорости и нарушения режима труда дальнобойщиков и выписывать за это штрафы.
Пока такие автоматические тахографы установят на пассажирском транспорте в 20 агломерациях. Участники рынка с настороженностью относятся к инициативе, полагая, что показатели приборов в принципе не пригодны для такого контроля.
Проект закона о тахографии разработали в Минтрансе. Внести на рассмотрение законопроект планируют осенью. До конца года планируется оборудовать весь новый общественный транспорт такими приборами. Через год они заработают в Москве и области, через два года – в других регионах.
Предполагается, что система зафиксирует нарушение и передаст информацию о нем в режиме онлайн сотруднику ДПС. Он же будет принимать финальное решение, выписывать штраф или нет, пояснили газете «КоммерсантЪ» в Минтрансе. Введение тахографов предлагается для того, чтобы автоматизировать процесс контроля за водителями на дорогах. Инспекторов на дорогах станет меньше, нагрузка на оставшихся снизится.
Пока систему еще не тестировали, ее проверят в ближайшее время после того, как приборы установят на транспорте. Во время тестирования аппаратуры штрафы начислять не будут.
Юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что внедрить такую систему наказания водителей будет не просто. Эти приборы должны прежде приравнять к средствам измерения скорости, как с камерами видеонаблюдения, чтобы зафиксированные ими сведения имели юридическую силу. «Точность измерения должна быть безупречной, и в этом основные сомнения, поскольку для измерения скорости используется только спутниковый сигнал, у которого есть погрешность, особенно на тех участках дороги, где плотная застройка», — пояснил изданию юрист.
Стоимость одного такого прибора достигает нескольких сотен тысяч рублей. Если всех перевозчиков обязать устанавливать такие приборы, отрасль разорится, считает эксперт.
Онлайн-тахограф – это очень дорогая и не нужная вещь. Предприниматели и так отслеживают передвижение и рабочий режим своих водителей, прокомментировал в интервью радио Sputnik председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов:
— Во всем мире существуют разные типы тахографов. Если этот тахограф установлен на автомобиль заводом-изготовителем, его эксплуатируют, пока автомобиль не спишут. У нас всеми правдами и неправдами пытаются заставить водителей переустановить на своих машинах тахографы. Выдернуть тахограф от производителя и поставить на его место новый. Во-первых, онлайн-тахограф очень дорого стоит. Во-вторых, это ненужная вещь, потому что если у водителя в кармане лежит телефон, предприниматель видит, стоит он или едет, куда он едет и где находится в данный момент. С тахографом это будет знать только государство – маршруты можно четко определить. Кроме того, за определенную сумму мой конкурент сможет легко понять, куда вы возите грузы и предложить там свои услуги. С тахографами, которые есть во всем мире, это невозможно, там нет связи с интернетом.
Также пока не понятно, как быть с ситуацией, если камера видеонаблюдения на дороге зафиксирует нарушение, а прибор нет, или наоборот. У показаний какого оборудования будет приоритет? Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин считает, что перевозчики станут «заложниками работы мастеров», так как от того, насколько точно они настроят прибор, будут зависеть его показания. Кроме того, прибор вряд ли сможет сделать поправку на многочасовые пробки, а это гарантированный штраф за нарушение режима работы и отдыха водителей. Ранее водителям грузовиков запретили ехать более 4,5 часов подряд без остановки на отдых.