БИШКЕК / АЛМА-АТА (Рейтер) — Когда люди штурмовали здание правительства Киргизии на этой неделе, гнев протестующих — по словам некоторых из них — во многом был вызван трудностями, которые принесла эпидемия коронавирус. Это уже второй близкий к России регион, где беспорядки разожгла пандемия.
Киргизия — четвертая из бывших советских республик, где в этом году возникла нестабильность. Здесь люди вышли на улицы из-за украденных, по их словам, выборов. Они заняли здания госструктур, и во вторник власть перешла к оппозиции. Политический хаос в стране продолжается.
Протестующие в Киргизии говорят, что правительство, которое действительно закрыло страну на карантин, оставило людей на произвол судьбы, и введенные ограничения лишь усугубили и без того сложное положение.
Это главная причина, по которой народный гнев перешел в прямые действия.
«Правительство не справилось с пандемией, власти нам не помогли, — сказала 20-летняя студентка Нур в интервью Рейтер. — Они дали нам мешок муки и сказали выживать до конца пандемии».
«Люди болели и голодали», — согласился с Нур другой протестующий студент, 18-летний Алмаз.
Непосредственным поводом к возникновению протестов стало ощущение, что президент Сооронбай Жээнбеков и его соратники победили на парламентских выборах 4 октября обманным путем.
Еще одним поводом была конкуренция могущественных кланов за контроль над ресурсами. Кроме того, нарастал гнев из-за предполагаемой коррупции в госструктурах.
Но главной движущей силой продолжающихся протестов, по всей видимости, стала реакция на меры, принятые ныне свергнутым правительством в связи с пандемией, пик которой пришелся в Киргизии на июль.
Заявление Жээнбекова о необходимости расследования нарушений на выборах и проведении повторного голосования не смогли остановить протестующих.
Закрытие границ тяжело ударило по экономике горной страны и доходам людей из-за сильной зависимости от связей с Россией и Китаем. Сотни тысяч киргизов регулярно ездят на работу в Россию, и деньги, которые они отправляют домой, составляют значительную долю доходов Киргизии в иностранной валюте. Закрытие границ обеими странами сделало такие поездки невозможными.
В то же время из-за пандемии резко сократились объемы торговли с Китаем, ключевого двигателя киргизской экономики. На протяжении десятилетий страна процветала как региональный центр перепродажи китайских потребительских товаров.
ВВП Киргизии, как ожидается, упадет в этом году на 9,5%, согласно оценке ЕБРР, и для восстановления доходов на душу населения до прежнего уровня потребуется около пяти лет.
Министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев был отправлен в отставку еще в апреле, на первом этапе пандемии коронавируса, за несколько недель до парламентских выборов экс-чиновник был арестован.
(Ольга Дзюбенко и Олжас Ауезов. Редактор Анна Козлова)