СИНГАПУР/ХЬЮСТОН (Рейтер) — Когда коронавирус был обнаружен у работников месторождения золота и меди Грасберг в начале пандемии, рудник был помещен на карантин, и для поддержания добычи на рабочих местах остался только костяк персонала.
Однако после нескольких месяцев строгих ограничений, когда нельзя было покидать место работы, разъяренные рабочие в августе заблокировали шахту на четыре дня. Тогда оператор рудника — подразделение американской горнодобывающей компании Freeport McMoRan Inc — разрешил им работать по недельным сменам. Чтобы добраться до рудника, работники едут четыре часа по канатной дороге. Добыча идет в горах, на высоте более 4.200 метров над уровнем моря.
Сейчас шахтеры довольны, но эксперты в области здравоохранения обеспокоены вероятностью новой вспышки.
Трудно найти баланс между высоким уровнем добычи и сдерживанием распространения коронавируса на таких месторождениях, как Грасберг — крупнейший в мире золотой и второй в мире по запасам меди рудник.
«Здоровье наших работников — наш приоритет, — сказал Рейтер глава компании Freeport McMoRan Ричард Адкерсон. — С самого начала мы признали, что (Грасберг) особенно уязвим из-за большого количества рабочих». На этом предприятии в Индонезии заняты почти 30.000 человек.
Хотя Freeport приостановила некоторые глобальные операции из-за пандемии, добыча на шахте Грасберг продолжается, несмотря на то что Индонезия столкнулась с одной из самых страшных вспышек коронавируса в Юго-Восточной Азии.
В мае Freeport сообщила, что сократит число сотрудников, присутствующих на шахте, до минимума из-за роста случаев заболевания коронавирусом в этом районе, в том числе в рабочих общежитиях. В то время компания сообщала, что ограничивает число подрядчиков и удаляет с участка работников «из группы риска», но не уточняла, сколько человек будет работать на шахте.
Однако карантин оказал психологическое воздействие на рабочих, которые с апреля были заперты на шахте на заоблачной высоте, и некоторые, по их словам, не имели возможности поехать на похороны родственников.
«Мы были расстроены, мы хотели увидеть наши семьи. Поэтому нам пришлось протестовать», — сказал Рейтер один из шахтеров. Он говорил на условиях анонимности из-за опасений потерять работу.
Рабочие, которые, напротив, не имели возможности ездить на смены, также были недовольны из-за потери зарплаты.
РИСК ВТОРОЙ ВОЛНЫ?
Грасберг расположен в провинции Папуа в районе Мимика, где наблюдается устойчивый рост случаев коронавируса. По состоянию на 8 октября в этом районе было выявлено 1.902 случая заболевания коронавирусом на 224.000 жителей.
На самом месторождении пять человек умерли от COVID-19 и 724 заразились вирусом по состоянию на 29 сентября, сообщает Mining Industry Indonesia, государственная компания, владеющая контрольным пакетом акций Freeport Indonesia.
После протестов рабочих перевели на недельные смены, сообщила местная компания PT Freeport Indonesia. Около 400-500 рабочих ежедневно входят в шахту после проверки температуры и быстрого теста на COVID-19 и вечером покидают ее.
Если экспресс-тест дает положительный результат, за ним следует тест на полимеразную цепную реакцию (ПЦР), который эксперты считают гораздо более точным.
До пандемии в шахту ежедневно входили и выходили вдвое больше рабочих, сообщила Freeport Indonesia.
Адкерсон сказал, что Freeport бесплатно лечит своих сотрудников от коронавируса в собственных медицинских учреждениях.
Трай Юнис Мико Вахионо, эпидемиолог из Университета Индонезии, сказал, что вахты должны быть более длинными, чтобы ограничить риск распространения вируса.
«Самый короткий промежуток времени до смены персонала должен составлять две недели, если только компания не готова платить за ПЦР-тесты для каждого работника каждую неделю», — сказал он.
Однако это может привести к большей напряженности в отношениях с компанией, так как рабочие будут задерживаться на шахте дольше.
«ВСЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ МЫ ПРОДОЛЖАЛИ РАБОТАТЬ»
Freeport Indonesia выплатила рабочим компенсацию в размере до 15 миллионов рупий ($1.010) за более длительные смены в попытке урегулировать протесты, хотя и сообщила, что не несет ответственности за подрядчиков, которые составляют почти три четверти рабочей силы, составляющей 29.201 человека.
Один из подрядчиков Freeport сказал Рейтер по телефону, что еще не получил никакой платы, но этот вопрос обсуждается с руководством и больше протестов не планируется.
Согласно данным компании, Freeport является одним из крупнейших налогоплательщиков Индонезии и выплатила более $16 миллиардов в виде налогов, роялти, дивидендов и других платежей в период с 1992 по 2015 год.
Это месторождение критически важно для бизнеса Freeport McMoRan, которая получила прибыль во втором квартале отчасти из-за более высокой добычи в Грасберге. Ожидается, что операции на индонезийском руднике будут расширяться еще больше по мере перехода от открытой разработки полезных ископаемых к подземной добыче.
«Все хотят, чтобы мы продолжали работать. Правительство хочет этого, общество хочет, это важно для всех заинтересованных сторон. Даже в США добыча полезных ископаемых считается жизненно важной отраслью», — сказал Адкерсон.
(Фатхин Унгку и Эрнест Шайдер при участии Бернадетт Кристины Мунте и Мелани Бертон. Перевел Калеб Дэвис. Редактор Анна Козлова)