Более пяти лет компания "Газпром" записывала снабжение газом непризнанных ДНР и ЛНР в счет Украины, однако в силу обстоятельств от такого подхода пришлось отказаться. Теперь непризнанные республики Донбасса "на бумаге" вообще не получают газа, но по факту он туда продолжает поступать.
О том, что «Газпром» впервые прекратил отмечать в своей отчетности объемы поставок газа в непризнанные республики Донбасса как поставки на Украину, сообщает газета «КоммерсантЪ». С 2015 года «Газпром» взял на себя газоснабжение республик «по гуманитарным соображениям», поставив туда топлива на сумму в 2,9 миллиарда долларов (12 миллиардов кубометров газа), но эти объемы записывали на счет НАК «Нафтогаз Украины». Украинская сторона, естественно, оплачивать эти поставки отказывалась.
В нынешнем году прямой контракт с «Нафтогазом» закончился и вести учет газа прежним способом уже никак не выходит. Как выстроена новая схема газовых поставок в Донбасс в «Газпроме» не объясняют. Предположительно, это происходит либо через посредника или записывая поставки в раздел «технологические нужды».
В первом случае наиболее вероятный кандидат — структура «Газ-Альянс» украинского бизнесмена Сергея Курченко, который активно занимался торговлей нефтепродуктами и углем на восточной Украине и не опасается попасть под западные санкции. Если задействован второй вариант, то расход газа по этой статье в рамках всей газотранспортной системы весьма велик: в 2019 году он составил 38 миллиардов кубометров, в 2019 году — 40,14 миллиардов кубометров. Потребности ДНР и ЛНР составляют всего 6-7% от этих объемов — около 2,7 миллиарда кубометров в прошлом году.
Как отмечает finanz.ru, отказаться от попыток взыскать деньги за донбасский газ с Украины «Газпром» заставили неудачи с проектом Nord Stream 2, с помощью которого российский газовый монополист планировал обойти новой газовой трубой территорию Украины. Оказавшись перед необходимостью заключать новый транзитный контракт в декабре 2019 года, российские чиновники согласилась не рассматривать вопрос ДНР и ЛНР на переговорах, фактически признав, что финансовая нагрузка за их снабжение лежит на самом «Газпроме».
Официально российская компания сообщила, что больше не поставляет газ в непризнанные республики, но по факту их снабжение продолжается уже в теневом режиме и в режиме вынужденной «благотворительности». Впрочем, подобные «технологические потери» обычно учитываются при расчете тарифов для остальных российских потребителей, трудовая копейка которых теперь идет и на помощь Донбассу.