Чиновники в России продолжают активно рекламировать внутренний туризм во времена закрытых границ. Но предложения на рынке шокируют. Россиянину из провинции на эконом-путешествие по Сибири или тур на магическую Камчатку нужно копить несколько лет. Получается, как в анекдоте: потенциал у страны большой, а оценить некому.
Юлия Сунцова
Россия — на первом месте в мире по территориям, занятым нацпарками, но лишь 12% россиян когда-либо их посещали. При этом десятки миллионов туристов в год устремляются в природные заповедники Кении, США, ЮАР, мировая отрасль экологического туризма приносит $1 млрд дохода в день, — сетовал на недавней пресс-конференции представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. При этом чиновник удивляется – почему же в России с ее уникальными красотами и просторами и огромнейшим потенциалом так слабо развита туристическая отрасль?
«Если мы будем развивать свой экологический туризм, у нас и экономика задвигается, и возможности для отдыха людей резко увеличатся. Не нужно будет ждать открытия заграницы, — сказал он. — Но большинство россиян не были и в самых красивых местах в России — Карелия, Кижи, Валаам, Центральная Россия, Кавказ нечерноморский, Урал, Сибирь, Якутия, Приморье, Дальний Восток. Одна Камчатка чего стоит», — сказал он, видимо, вспомнив вышедший документальный фильм Дудя.
Действительно, а чего это россияне не путешествуют по родной стране, что это они всё мотаются по заграничным курортам?
Теплоход "Ремикс", в отрочестве — "Михаил Калинин"Фото: 2X2TRIP.RU
Вот одна отечественная компания продает 10-дневный круиз по Оби под названием «Невероятная Сибирь». Маршрут: Новосибирск – Томск – Ханты-Мансийск – Салехард. И шестизначные ценники на него впечатляют. Билет за каюту эконом-класса на нижней палубе на одного человека стартует со 100.000 рублей. Люкс и апартаменты дорастают до 500.000 рублей!
Что это за супер-лайнер, плавающий за такие деньги? 3-палубный теплоход «Ремикс», 1964 года создания, стараниями энтузиастов круизного флота из Новосибирска превращенный в 2009 году в «судно-отель», а до того скромно именуемый «Михаилом Калининым». Судя по году постройки он еще Хрущева видел, пишет блог о путешествиях 2X2TRIP.RU.
Декларируемая стоимость тура при этом легко удваивается — авиаперелеты из своего города и обратно, рекомендуемую страховку от невыезда турист оплачивает самостоятельно.
Эконом-каюта в круизах по сибирским рекамФото: 2X2TRIP.RU
В стоимость тура в итоге входит полный пансион – завтрак, обед, послеполуденный чай, ужин, и экскурсионная программа, которая сводится к посещению небогатых краеведческих музеев в городах по маршруту.
Цены на круизы по Енисею шокируют еще больше. Маршрут по Енисею, стартовавший 28 июня вбирает в себя 12 населенных пунктов с посещениями в каждом из них сибирских достопримечательностей. «Четырехпалубный теплоход «Максим Горький» — роскошный «отель на воде» с просторными и дизайнерскими каютами и уникальными общественными пространствами. Модернизация 2019-2020 годов подтянула теплоход до уровня 5* по международным стандартам. На шлюпочной палубе разместится большой ресторанно-развлекательный комплекс, на верхней палубе – зона SPA с тренажерным залом», рекламирует агентство. Цены на билеты в каюте на нижней палубе начинаются с 397 300 рублей на человека за 11-дневный тур по Енисею. Премиум-класс на двоих стоит уже под 2.000.000 рублей!
В стоимость входит трехразовое питание, но за бары, SPA, сауны и прочее экстра – пожалуйста, доплатите.
Трудно себе представить российского туриста, готового выложить за 11-дневный круиз по сибирской реке сумму, эквивалентную стоимости квартиры в том же Новосибирске.
«Цены – огонь! Навешали красные тряпки и обозвали номер «люкс», умора», — комментируют люди агентские туры. «За такие деньги можно компанией купить хороший катер или яхту и самим путешествовать. Где захотел, причалил, пожарил шашлычок или рыбку на гриле. А в музей можно сходить за 100 рублей в любом городе». «Мама часто нас спрашивает — почему вы мало путешествуете по России? Вот и ответ…». «За эти деньги полмира можно посмотреть», — отзываются потерянные навсегда российские внутренние туристы.
Прекрасней российской тайги, как известно, ничего нет. Или наши туристы и рады бы путешествовать по родной стране, но умеют пользоваться калькулятором?..
Прямо сейчас американские турцентры, к примеру, распродают со скидками морские круизы по Карибам, Багамским и Бермудским островам, Гавайям и трансатлантические плавания на летние месяцы и сентябрь.
Билеты на трехдневные круизы по Карибскому морю стартуют с $174 за человека (12.180 рублей по курсу 70 руб. за $1). Второй гость в каюте при этом приобретает тот же тур с 60% дисконтом, третий гость и далее — с 30% скидкой. Трех детей до 12 лет можно брать с собой бесплатно.
Лайнер «Navigator of the Seas» — ходит в эконом-круизы по Карибам
Идет суперлайнер «Navigator of the Seas». С собственным аквапарком, бассейнами, барами, фудкортами и ресторанами с кухнями мира на любой вкус. Для любителей спорта – баскетбольная площадка, скалолазание, бильярд. А еще – парикмахерские и целая индустрия развлечений для детей, а также насыщенная ночная жизнь. За видовую каюту на этом же лайнере просят $224 доллара со взрослого с сохранением 60% скидки на второго человека и бесплатной посадкой детей. За каюту с балконом просят $329. За каюту бизнес-касса Suites – с дворецким, мини-баром и включенными персонально сервируемыми завтраками, ланчами и ужинами — $649 (45.430 рублей). При этом компании–сейлеры гарантируют, что повышение класса каюты на 1 единицу на любом лайнере не может превышать доплаты в $150.
За эти деньги американские агентства предлагают сегодня трех-четырехдневные круизы с отбытием из Майами (Флорида) и возвращением сюда же, с остановками в столице Багамских островов Нассау и целым днем на острове CocoCay в Карибском море.
Напитки и питание оплачиваются отдельно – комплексные завтраки/обеды/ужины в принципе подаются по ценам ресторанов на суше. Безлимит напитков, с включенной винной картой, начинается от $100, безлимит обедов (еды) – также от $100. Можно поймать некоторые промо-туры до $300 и с уже включенной кухней.
За $587 (41.090 тыс. руб.) можно приобрести 9-дневный круиз по Западным Карибам с посещением нескольких стран. Лайнер отчаливает с острова Галвестон (Техас) с возвращением сюда же и следует по маршруту порт Puerto Costa Maya (Мексика) – Белиз – Роатан (Гондурас) – остров Косумель (Мексика) – остров Key West (Florida).
Цены на 10-дневные трансатлантические круизы с посещением портов Англии, Ирландии, канадского залива Фанди и Мыса Либерти в Нью-Джерси начинаются с $721 (50.470 тыс.руб.). Гибкие цены клиенту обеспечивают за счет самостоятельной комплектации собственной программы. Еще больше предложений — в порту Лодердейл, недалеко от Майами. И сотни, тысячи предложений по всей Флориде.
Развлечения в местах остановок – на любой вкус и цвет. Дайвинг, подводная охота, серфинг, снорклинг, рыбалка, зоопарки, национальные заповедники, музеи, исторические места и древние городища, шопинг, приватные туры для влюбленных, шоу, опера, казино, спа-сеансы и алкотуры. Разнообразие программ эволюционировало до такой степени, что активный отдых – походы по джунглям или сафари, например, предлагаются даже инвалидам-колясочникам.
Одно но. В США на все товары и услуги весьма ощутимые налоги – так такса за самый бюджетный на сегодня тур составляет около $108. Но говорят, если всерьез заморочиться с налоговыми декларациями и сбором чеков, то у иностранного туриста есть шанс вернуть сборы. Во Флориде, правда, это мало кому удается.
Билеты из Москвы до Нью-Йорка, если быть посвященным в некоторые туристические лайфхаки, можно приобрести за 20 тыс. рублей в оба конца, дешевле, чем из российской столицы до Сибири и Дальнего Востока. Перелет до Флориды из города небоскребов у лоукостеров можно купить за $25-50. Впрочем, прямой авиаперелет из Москвы до южного штата стоит ненамного дороже.
Что получаем? Карибское 10-дневное приключение. На суперлайнере. С миксом из всевозможных развлечений. И нескончаемым праздником живота формата «all inclusive». С учетом перелетов из Москвы. Всё это стоит также, как круиз по Енисею в эконом-каюте.
В общем, прав представитель президента РФ Иванов – российский экотуризм нам еще развивать и развивать. А для этого нужны не только бюджеты (были бы они), но и неподдельный интерес идеологов и железная политическая воля.