Российские банки вынуждены подстраиваться к новой реальности, когда клиенты тратят меньше и ищут возможности более выгодных вложений.
В апреле резко сократилось число выданных населению кредитов Мониторинг исследовательской компании Frank RG показал, что выдачи ипотеки, автокредитов, кредитов наличными и POS-кредитов (потребкредиты, выдаваемые в торговых точках) упали до трехлетнего минимума и составили 439 млрд руб. Это более чем в два раза ниже апрельской цифры в 920 млрд руб и на 45% меньше, чем в апреле прошлого года, пишут «Ведомости».
Сильнее всех пострадало автокредитование, сократившись на 79% по сравнению с апрелем 2019 г. Год к году на 69% упало число POS-кредитов, на 55% — выдача кредитов наличными, на 15,5% снизилось ипотечное кредитование.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), банки в апреле выдали потребкредитов на 215 млрд руб., это на 55% меньше аналогичного периода прошлого года по числу и на 51% по размеру кредитов.
Сбербанк впервые за три года сократил портфель кредитов населению, а объем кредитов, выдаваемых ВТБ (MCX:VTBR) сократился год к году на 31,5%.
По мнению директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмилы Кожекиной, которое приводят «Ведомости», банки и сами пошли на это снижение, сократив потребкредитование и кредитование заемщиков из пострадавших от карантина отраслей, а также урезав лимиты по кредитным картам.
Эксперты ждут восстановления спроса на кредиты только осенью.
«В ближайшие месяцы вряд ли можно ожидать как восстановления спроса, так и того, что банки резко открутят эти метрики обратно. Я бы говорил о тенденции восстановления темпов прироста кредитного портфеля не раньше осени. Может быть, в сентябре», — приводит газета слова главы Сбербанка (MCX:SBER) Грефа.
Но падение кредитования — не единственная проблема банков. Клиенты в принципе стали меньше тратить, что, в частности, подтолкнуло банки к необходимости снизить плату за премиальное обслуживание.
Помимо экономии, причина и в том, что, как пишет Forbes, традиционные привилегии премиального пакета связаны с путешествиями, что потеряло по крайней мере на время, актуальность.
В результате, сразу несколько банков из ТОП-20 изменили условия. Так, Альфа-банк снизил стоимость обслуживания премиум-пакета более чем в полтора раза — с 5 000 до 2 900 руб. в месяц. Райффайзенбанк предоставляет пакет услуг Premium Direct, если клиент тратит по карте ежемесячно от 60 тыс. руб в месяц вместо прежних 75 тыс. Ситибанк отменил плату за ежемесячное обслуживание для премиальных клиентов на 3 месяца — до начала августа. И так далее.
Эксперты ждут падение реальных располагаемых доходов населения во втором квартале в диапазоне 17,5% — 20% и средний класс, который в значительной мере и составляет клиентуру банков, может существенно уменьшиться.
«Если обедневшие богатые все равно останутся богатыми людьми, а бедные так и будут бедными, то для среднего класса, принимающего сейчас основной удар на себя, есть серьезные риски скатывания в бедность», — предупреждал в апреле ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в интервью РБК.