В России вырос НДС — налог на добавленную стоимость. Официально это произошло с 1 января, а сегодня мы прошлись по магазинам и выяснили, что происходит с ценниками и чеками. Общий вывод: часть товаров значительно подорожала. При этом в чеках бывает полная неразбериха.
НДС на ряд товаров теперь составляет 20% вместо прежних 18%. В отличие от других фискальных сборов, с этим налогом мы встречаемся постоянно, обнаруживая его в каждом чеке из магазинов и ресторанов. НДС перечисляют в бюджет производители, закладывая его в стоимость каждого товара (кроме лекарств и некоторых других социально значимых товаров), соответственно, в конечном счете уплачивает его потребитель.
Процесс повышения цен уже вовсю идет: торговля активно меняет ценники, прейскуранты и меню. Мы прошлись по столичным магазинам и ресторанам, сделали контрольные закупки и получили взамен их новенькие чеки с непривычными цифрами. Как оказалось, цены повысились далеко не на все продукты и товары, но мы выяснили, в чем тут подвох.
Первым делом отправляемся в близлежащий к редакции «МК» супермаркет выяснять, как менялись цены на продукты. Сотрудники магазина рассказали, что уже поменяли ценники на товары, но не в ночь с 31 декабря на 1 января, а постепенно, начиная со второго января. По словам мерчендайзера, цены изменили не на всю продукцию, а на определенные позиции, которые не входят в перечень товаров, облагаемых льготным 10%-ным НДС, таких, как социально значимые продукты: крупы, молочка, хлеб. Со слов сотрудников магазина, замену ценников проводили ночью, после 12 часов.
Услышавшая наш разговор с мерчендайзером, постоянная покупательница магазина скептически усмехнулась на словах о том, что хлеб, молочные продукты и другие товары из потребительской корзины не подорожали. «Подорожало все. Вот, например, я покупаю здесь одни и те же сушки: они с нового года стали стоить на 3 рубля больше», — поделилась своими впечатлениями москвичка.
Другая посетительница отметила рост стоимости на питьевую газированную воду. По ее словам, полуторалитровая бутылка, которая до нового года стоила 41 рубль, сейчас продается за 44 рубля. Она тоже заметила, что практически все продукты с 1 января выросли в цене на 2-3 рубля, включая товары, которые продаются со скидкой. По мнению покупательницы, ценник прибавил несколько рублей и на товары, облагаемые льготным НДС, в частности, на молоко и хлеб. Рост цен ощутили на своих кошельках сладкоежки. Клиенты ритейлера рассказали, что стоимость тортов и пирожных существенно подскочила — и не на 2%, а на 10-15%.
Однако самое интересное произошло, когда мы получили чек из магазина, где приобрели чай, кофе и жевательную резинку — товары, облагаемые ставкой НДС в 20%. Под итоговой суммой красовалась надпись «сумма с НДС 0%». В магазине посоветовали по данному вопросу обратиться на «горячую линию», а там, в свою очередь, рекомендовали адресовать вопрос напрямую в магазин.
По словам оператора колл-центра, налог на добавленную стоимость должен быть указан в чеке. Она предположила, что в электронной аппаратуре мог произойти сбой, который и обнулил НДС.
В индустрии общепита тоже произошли ценовые изменения. В популярной сети фастфуда нам рассказали, что электронные табло с ценами перепрограммировали, но тоже не с боем курантов, а в течение первых дней года.
«Я вышла после нескольких дней отдыха на работу, и цены в меню уже поменялись, но не на все», — говорит кассир одного из московских ресторанов сети. Например, чизбургер, гамбургер и вафельный рожок стоят столько же. Но надо идти до конца: делаем закупку, смотрим в чек.
Под каждой позицией в чеке красуется строчка «НДС 20%». Тем не менее, из четырех продуктов, которые мы купили, цена изменилась только на один — это соус. Он стоил 20 рублей, а теперь 21 рубль.
Это не может не радовать, но в чем подвох? Возможно, цены еще просто не успели поднять. Или еще хуже: что, если рестораны, дабы не расстраивать потребителя ценой и не терять спрос, будут делать порции меньше или изменят стандарты производства на более экономные? Терзаемые смутными сомненьями, звоним на горячую линию сети фастфуда. Менеджер колл-центра Наталья объясняет, что с нового года сеть обновила цены не на все меню, и информации о новом этапе подорожания пока нет. «Стандарты производства, размер порций, количество и соотношение ингредиентов тоже остались прежними. Мы будем стараться поддерживать цены на доступном для наших гостей уровне», — обнадеживает Наталья.
Продолжаем исследовать меню фастфуда: оказывается, что подорожали почти все напитки, причем на несколько рублей. Средняя кола стоила 70 рублей, а теперь 75. Кофе- глясе стоил 105 рублей, а теперь 109. Любой маркетолог скажет: напитки всегда были одним из самых выгодных для продажи товаров. Люди будут хотеть пить всегда, газировка со льдом стимулирует аппетит, а себестоимость напитка в десятки раз ниже его конечной цены. Отсюда можно предположить, что свои издержки по уплате повышенного НДС фастфуд будет покрывать не за счет подорожания популярных позиций, а за счет высокомаржинальных товаров, таких, как напитки.
Интересными сведениями поделились с нами в известном магазине электроники. Как рассказал сотрудник сети, ценники на товары еще не меняли. «Цены у нас пока не изменились, распродаем старые запасы. Новые поставки будут уже с другими ценами, их устанавливают производители, а мы просто распространители и на ценообразование не влияем», — сказал «МК» консультант магазина. Все-таки мы решили сделать покупку в магазине, чтобы проверить слова продавца. Приобрели батарейки за 249 рублей, а под стоимостью товара обнаружили строчку: «НДС 20% — 41 рубль». Беседующий с нами консультант очень удивился, увидев изменения в чеках и подтвердил, что в прошлом году эти батарейки стоили столько же, сколько и сейчас.
Владимир Ионкин, представитель Ассоциации компаний розничной торговли, отметил, что в первые месяцы года непонятки с чеками и ценами будут привычным делом: торговле нужен срок, чтобы перейти на новые правила. «ФНС выпустила методическое письмо, разрешающее до июня 2019 года отображать в чеках старый НДС -18% . А цены поставщики всегда могли менять по своему усмотрению. Тем не менее, деньги от НДС в 20% уже пошли в государственную казну», — подытожил он.