Елена Фабричная, Андрей Остроух
МОСКВА (Рейтер) — Российский Центробанк продолжает снижение ключевой ставки на каждом заседании после мартовской паузы в острую фазу пандемического кризиса, но вернулся к стандартному скромному шагу в 25 базисных пунктов для более точной настройки политики, и до конца года можно ожидать еще пару таких шагов, говорят аналитики.
Совет директоров ЦБР в пятницу решил снизить ставку на 25 базисных пунктов до 4,25% из-за преобладания дезинфляционных факторов, что полностью совпало с консенсус-прогнозом Рейтер.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, гласит сигнал в новом заявлении, и он слово в слово повторяет предыдущий.
«Возможно, есть пространство для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики. Насколько можно будет им воспользоваться, мы будем оценивать исходя из того, как будет развиваться ситуация в экономике», — сказала Набиуллина на пресс-конференции.
По ее словам, на текущем заседании ЦБР перешел к стандартному шагу в изменении ключевой ставки.
Заместитель председателя ЦБР Алексей Заботкин говорил в интервью Рейтер, что существенная часть пространства для смягчения денежно-кредитной политики уже использована и дальнейшее снижение ставки будет более постепенным.
«Мы вообще предпочитаем действовать постепенно, плавно, для того, чтобы оценивать все эффекты от тех решений, которые мы принимаем. Но вот шаг больше стандартного мы готовы принять, когда серьезно меняются обстоятельства, и это отражается на том, что мы серьезно пересматриваем прогноз, и тогда нам нужно скорректировать более значимо денежно-кредитную политику. Мы, конечно, готовы будем действовать, если это будет базовый сценарий, стандартным шагом», — сказала Набиуллина.
Шаг в 25 базисных пунктов обоснован, учитывая, что сейчас уже требуется более тонкая настройка денежно-кредитной политики, в отличие от ситуации предыдущих месяцев (были и 50, и 100 базисных пунктов), но тогда была оправданна решительная реакция политики в ответ на шоки, сказала глава ЦБ.
Понять, какое именно пространство для смягчения денежно-кредитной политики остается, может помочь новый диапазон нейтральной ставки.
«На текущем этапе мы пересмотрели вниз нашу оценку диапазона нейтральной ключевой ставки в реальном выражении до 1–2% с 2–3%. Это означает снижение диапазона номинальной нейтральной ставки до 5–6% с учетом цели по годовой инфляции вблизи 4%», — сказала Набиуллина.
Аналитики и рынок позитивно восприняли снижение ключевой и нейтральной ставок, если ключевая ставка – ориентир для ближнего конца кривой доходности ОФЗ, то нейтральная ставка – ориентир для дальнего конца кривой ОФЗ.
«Цикл монетарного смягчения подходит к концу. В случае повышенной неопределенности из-за внешних рисков уровень 4% может стать дном текущего цикла снижения ключевой ставки. Однако, если внешний фон будет относительно спокойным, то, учитывая риски недостижения инфляцией уровня 4% в 2021 году, Банк России может продолжить снижать ключевую ставку до уровня 3,50–3,75%», — сказал Кирилл Соколов, главный экономист Совкомбанка.
«Мы считаем, что до конца этого года ЦБ понизит ключевую процентную ставку еще два раза с шагом в 25 базисных пунктов; следующее заседание ЦБ 18 сентября кажется нам подходящим моментом, чтобы продолжить снижение ставки», — пишут аналитики Альфа-банка.
«Шансы на донастройку политики сохраняются… однако в совокупности с размером шага предел уже близок», — сказал Евгений Кошелев из Росбанка
ВОЗВРАТ К ЦЕЛИ
Даже с учетом принятого решения о ставке, по оценке ЦБР, еще сохраняются риски отклонения инфляции вниз от цели 4% в 2021 году.
ЦБР снизил прогноз инфляции на следующий год до 3,5-4,0% с 4%.
Коронавирус и карантинные меры привели к резкому снижению экономической активности, падению внутреннего и внешнего спроса. Восстановление займет более полутора лет, что окажет сдерживающее влияние на динамику цен.
«Особенность текущего момента — это высокая неоднородность развития ситуации с пандемией и смягчением ограничительных мер — и в мире, и в России — в разных регионах и разных отраслях», — сказала Набиуллина.
Неоднородность восстановительных процессов в экономике и динамике цен сохранится и будет «зашумлять» общую картину тенденций.
«Но с точки зрения решения по ключевой ставке и перспектив денежно-кредитной политики более важен среднесрочный взгляд на динамику цен и экономической активности с учетом устойчивых факторов. Экономика будет возвращаться к своему потенциалу постепенно, в связи с чем будут преобладать дезинфляционные тенденции», — сказала глава ЦБ.
Ожидаемый возврат инфляции к цели в 4% в конце 2020 года объясняется вкладом временных проинфляционных факторов, которые реализовались в марте—апреле, сказала Набиуллина. Без этого временного ускорения роста цен устойчивое инфляционное давление в 2020 году находится на пониженном уровне, ниже 4%.
«Свои решения по денежно-кредитной политике мы принимаем прежде всего исходя из задачи стабилизации инфляции на цели — вблизи 4%», — сказала глава ЦБ.
По оценкам аналитиков, перечисление конкретных проинфляционных рисков в пресс-релизе может указывать на близость паузы в смягчении политики – нарушенные цепи поставок, возможный рост издержек из-за мер предотвращения эпидемии и более быстрое (по сравнению с ожиданиями) восстановление спроса.
«Последующие действия Банка России потребуют большего внимания к инфляционным процессам в ходе сезона сбора урожая, а также внешней волатильности, возросшей на фоне геополитических конфликтов», — считает Кошелев.
(При участии Анастасии Лырчиковой, Татьяны Вороновой, Габриэль Тетро-Фарбер. Редактор Дмитрий Антонов)