Главная / Новости экономики / ПРЯМАЯ РЕЧЬ-Пресс-конференция главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной

ПРЯМАЯ РЕЧЬ-Пресс-конференция главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной

ПРЯМАЯ РЕЧЬ-Пресс-конференция главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной

МОСКВА (Рейтер) — Ниже следуют высказывания главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции в пятницу (обновления отмечены*).

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СНИЖЕНИИ СТАВКИ В 20Г

«Допускаем, что такой потенциал сохраняется, но будем оценивать ситуацию исходя из тех данных, которые будем получать, из тех процессов, которые происходят. Здесь очень много пока неопределенности, тем не менее мы, с одной стороны, видим, что дезинфляционные факторы будут преобладать до конца этого года как минимум и в следующем году они будут действовать, это связано с тем, что есть понижение спроса. Но тем не менее, мы должны будем оценить эффекты того смягчения денежно-кредитной политики, которое произошло. А я напомню, мы сделали достаточно существенные шаги, которые распределены во времени. Поэтому есть этот потенциал, какой он? Это требует детально анализа, детальной оценки с учетом того, как будет развиваться ситуация».

*О ДАЛЬНЕЙШЕМ СМЯГЧЕНИИ ДКП, ВЕРОЯТНОСТИ СНИЖЕНИЯ СТАВКИ В СЕНТЯБРЕ

«Возможно, есть пространство для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики. Насколько можно будет им воспользоваться, мы будем оценивать исходя из того, как будет развиваться ситуация в экономике, будем оценивать все поступающие данные. В рамках базового сценария мы считаем, что вернулись к стандартному шагу. Мы вообще предпочитаем действовать постепенно, плавно для того, чтобы оценивать все эффекты от тех решений, которые мы принимаем. Но вот шаг больше стандартного мы готовы принять, когда серьезно меняются обстоятельства, и это отражается на том, что мы серьезно пересматриваем прогноз, и тогда нам нужно скорректировать более значимо денежно-кредитную политику. Мы, конечно, готовы будем действовать, если это будет базовый сценарий, стандартным шагом».

О БЮДЖЕТНОМ ПРАВИЛЕ

«Мы брали те параметры, которые сейчас рассматривает Министерство финансов, предполагая, что к 2022 году будет переход к бюджетному правилу. Когда мы рассматривали в апреле влияние бюджета на наши решения, во-первых, тогда предполагались меньшего объема бюджетные меры на 2020 год. Мы сейчас их уточнили. Естественно, посмотрели на новую программу заимствований и дополнительные заимствования. То, что касается 2021 года, будет происходить постепенная бюджетная консолидация с тем, чтобы к 2022 году перейти к параметрам бюджетного правила. Но на наш взгляд, именно в этот период, когда будет происходить бюджетная консолидация, 2021 год, в полной мере будет проявляться эффект от смягчения денежно-кредитной политики,… которое произошло в этом году».

*»По нашему прогнозу, по базовому сценарию… мы приступим к покупкам валюты по бюджетному правилу в 2022 году. У нас прогноз цены на нефть на 2022 год $45 за баррель».

*О ПРОДАЖЕ ВАЛЮТЫ НА 185 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ

«Что касается 185 миллиардов рублей, если ситуация будет развиваться в соответствии с нашим базовым сценарием, мы будем продавать ее, валюту, равномерно в течение четвертого квартала. Мы хотим ее продать до конца этого года».

*О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПОКУПОК ЗОЛОТА

«Мы обычно не комментируем свои планы по золото-валютным резервам. Но могу сказать, что в принципе у нас золота достаточно для того, чтобы обеспечить диверсификацию наших золото-валютных резервов. Ту приостановку покупки золота, которую мы совершили (вы помните были некоторые озабоченности, насколько, возможно, такая остановка компенсируется ростом экспорта золота), мы видим, что экспорт золота прекрасно растет и поступает валюта дополнительно в нашу страну, и здесь, в принципе, все нормально».

О ХЕДЖИРОВАНИИ ЦЕН НА НЕФТЬ

«Мы пока не видели точных предложений на эту тему, но если говорить о том, чтобы нам копировать мексиканский опыт впрямую, мы не поддерживаем такое предложение. Во-первых, мы считаем, что действительно, бюджетное правило вполне выполняет свою функцию. Изменять его на что-то другое? Но нужно понимать, что другой механизм будет лучше. Мы в этом совершенно не убеждены. Дополнять его? Тоже нужно понимать, какой ценой будет дополнение бюджетного правила этим механизмом. Кроме того, нужно учитывать, что все-таки объемы добычи нефти и экспорт нефти в Мексике многократно меньше российского. И если речь идет о том, чтобы хеджировать все объемы, у нас есть большие сомнения, что рынки хеджирования позволят эту операцию осуществить, либо она будет очень дорогая. Если ее предполагается финансировать при этом из ФНБ, это достаточно дорогая операция, это, на мой взгляд, не лучший способ тратить деньги из ФНБ, это будет дорого при таком объеме. Кроме того, надо учитывать, что сейчас принцип использования средств ФНБ предусматривает принцип возвратности инвестиций. Этот принцип в этом случае не будет в полной мере соблюдаться. Поэтому мы сейчас, на данный момент, не поддерживаем это предложение так, как мы его понимаем».

ОБ АУКЦИОНАХ РЕПО

«Мы когда вводили эти аукционы и более долгосрочные, мы всегда говорили, что не видим проблем с ликвидностью банковского сектора. В принципе она комфортная. Но так как были озабоченности и банкам пришлось осуществлять большие реструктуризации кредитов, и для того, чтобы у них был комфорт с ликвидностью и понимание этого комфорта с ликвидностью, мы ввели эти инструменты. Предсказуемо, ожидаемо это было, спроса на них практически нет, но мы пока собираемся их оставить для того, чтобы продолжать обеспечивать эту комфортность по отношению к ликвидности, чтобы банки себя чувствовали более спокойно, тем более, что сейчас еще период восстановления экономики».

О СТАВКАХ ПО ВКЛАДАМ

«Мы видим восстановление вкладов, это важно при принятии решений — видеть, что происходит с привлекательностью вкладов. Мы понимаем, что и банки смотрят за привлекательностью пассивов граждан и исходя из этого выстраивают свою процентную политику. Это один из факторов, которые мы учитываем при принятии решений о ключевой ставке».

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТАХ

В условиях резкого сокращения экономической активности, произошло и снижение доходов. Доходы были компенсированы масштабными мерами поддержки со стороны государства. Но, конечно, не все падение. Основное восстановление доходов населения должно идти вместе с восстановлением экономической активности. В этом смысле результаты второго квартала нельзя экстраполировать на будущее. В нашем базовом прогнозе мы видим восстановление экономики и доходов. На это уйдет время… Кредиты на выплату заработной платы не прекратятся внезапно, они перейдут на следующий год.

Мы учитываем потенциальную динамику доходов при принятии решений, когда мы видим, что потребительское кредитование восстанавливается быстрее, чем доходы. В апреле мы делали прогноз, что потребительское кредитование упадет в этом году на 5%, сейчас у нас прогноз, что оно вырастет на 4-5%. С точки зрения регулирования у нас есть буферы капитала по потребительскому кредитованию – почти 600 миллиардов рублей. Мы смотрим, когда банки начнут признавать потери.

По этим кредитам мы можем начать часть буферов распускать. Мы не собираемся отказываться от регулирования, связанного с предельной долговой нагрузкой граждан. Иначе граждане будут накапливать кредиты, попадая в долговую кабалу. Но кредиты, безусловно, будут восстанавливаться, поддерживая экономическую активность.

ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТАВКАХ

«Проблема отрицательности ставок не была массовой. Банки решали эту проблему за счет перехода на текущие счета, вводили комиссии. Мы пока мы не видим целесообразности внесения изменений в законодательство, чтобы вводить отрицательные ставки по валютным вкладам. Мы, конечно, будем смотреть, как дальше будет развиваться ситуация. Но политику отрицательных ставок по рублям мы проводить не намерены. Речь идет только о валютных вкладах в связи с действиями финансовых властей США и Евросоюза».

*О КОРОНАВИРУСЕ

Как мы по разным странам видим, могут реализоваться риски второй волны. Но даже если эти риски реализуются, у нас уже есть некоторая подготовленность, и вряд ли это будет сопряжено с такого же уровня ограничениями. Плюс активно идут работы по разработке вакцин. Поэтому, конечно, как риск мы всегда это учитываем и сейчас, когда много неопределенности, много риска, мы предпочитаем двигаться постепенно. Мы представим рисковый сценарий в сентябре. Мы его представим в рамках основных правил ДКП.

*О ВОССТАНОВЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ

«Мы не ожидаем, что в четвертом квартале выдохнется оживление. Мы исходим из того, что будет продолжаться восстановление российской экономики. Дополнительные меры… на данном этапе мы не видим, что они необходимы, потому что основные меры, меры правительства прежде всего, будут продолжать действовать в этом году, почти до конца года. Это большие серьезные меры, которые оказывают влияние на экономическую активность, поддерживают экономику».

О САНКЦИЯХ

«Вероятность введения санкций против России мы уже перестали оценивать, это неблагодарное занятие. Но мы всегда при составлении прогнозов, при принятии решений стараемся быть консервативными и понимаем, что такой риск всегда может быть. Главное – что мы имеем все инструменты, чтобы действовать, если такого рода риски реализуются, и ведем политику, которая означает финансовую устойчивость, меньшую уязвимость нашей экономики и финансовой системы к внешним шокам, включая такие геополитические события. Это направление нашей политики, чтобы здесь не было негативных последствий».

(Анастасия Лырчикова, Татьяна Воронова, Елена Фабричная)

Оставить комментарий