Олеся Астахова
МОСКВА (Рейтер) — Газпром в долгосрочной перспективе планирует нарастить поставки газа в Китай в несколько раз, достигнув уровня продаж, сопоставимого с традиционным для него рынком Европы, однако планам концерна могут помешать трансформация газового рынка КНР и сложности в согласовании цены, считают аналитики.
Глава Газпрома (MCX:GAZP) Алексей Миллер сказал в июне, что увеличение мощности запущенного в декабре газопровода Сила Сибири, а также обсуждаемые с Пекином новые проекты, включая Силу Сибири-2, дальневосточный и западный маршруты, позволят в обозримой перспективе поставлять Китаю 130 миллиардов кубометров газа ежегодно. Аналитики говорят, что этот план реализуем в лучшем случае через 15 лет при условии сохранения текущей конфигурации газового рынка Китая и двукратного роста потребления газа в стране.
Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко называет план Газпрома оптимистичным сценарием, который может реализоваться через 15-20 лет. Он считает возможным рост потребления газа в Китае вдвое до примерно 600 миллиардов кубометров в течение такого же временного периода, если Пекин продолжит политику перевода генерации с угля на газ.
Однако, как и в Европе, в Китае существует неопределенность в отношении скорости развития «зеленой» энергетики, а удешевление ветровой и солнечной генерации может привести к тому, что потребление газа вырастет не так сильно, как ожидают аналитики, предупреждает он. Помимо этого, значительную часть роста спроса должна обеспечить собственная добыча в Китае; оставшаяся часть будет распределена между трубопроводным и сжиженным природным газом (СПГ), добавляет Маринченко.
МНОГО УСИЛИЙ
В конце прошлого года Газпром запустил первый газопровод в Китай — Силу Сибири стоимостью более 1 триллиона рублей, и это пока единственный подписанный с Китаем газовый контракт. Плановая мощность новой магистрали в объеме 38 миллиардов кубометров в год будет достигнута в 2025 году, в 2020 году по ней планируется прокачать 5 миллиардов кубометров. Газпром уже заявил о намерении увеличить мощность Силы Сибири на 6 миллиардов кубометров до 44 миллиардов кубометров в год.
Миллер сказал в июне, что рост поставок по Силе Сибири будет опережать динамику как импорта сжиженного природного газа, так и поставок центральноазиатского газа в Китай.
Агентство Интерфакс подсчитало, что при сохранении текущих суточных темпов отбора газа из Силы Сибири, в 2020 году РФ поставит Китаю по трубе лишь чуть более 3 миллиардов кубометров газа.
Старший аналитический директор агентства S&P Global Елена Ананькина считает, что выход на плановую мощность прокачки по Силе Сибири потребует много усилий: увеличения добычи на Чаяндинском месторождении, запуска Ковыктинского месторождения, достройку Амурского ГПЗ. Она напоминает о планах Газпрома сократить инвестпрограмму в этом году на 20% для поддержания устойчивых финансовых показателей в условиях падения мирового газового рынка.
По мнению Ананькиной, Газпром будет инвестировать в новые проекты, только если удастся подписать выгодный долгосрочный контракт с китайской стороной.
«Контракт по Силе Сибири, насколько мы понимаем, — с нефтепродуктовой привязкой, и цены по нему сейчас выше спотовых, а спотовые цены на рекордно низком уровне… Структура ценообразования в газовой отрасли меняется: идет переход от длинных контрактов с нефтяной привязкой к другим формам, а у китайцев как раз будут заканчиваться старые контракты на СПГ с нефтяной привязкой, и тут наверняка непросто будет найти компромисс», — говорит Ананькина.
В мае Газпром объявил о начале проектирования новой газовой магистрали в Китай через Монголию — Силы Сибири-2 мощностью 50 миллиардов кубометров в год. Другие пути поставок газа Пекину, в том числе с дальневосточного острова Сахалин, Москва и Пекин обсуждают несколько лет, а Минэнерго РФ на прошлой неделе сообщило, что не поддерживает наращивание поставок газа в Китай по дальневосточному маршруту, пока не будут решены вопросы газификации Дальнего Востока РФ и газовых балансов, говорил замминистра энергетики Павел Сорокин.
Вице-президент агентства Moody’s Артем Фролов считает, что строительство Силы Сибири-2 может потребовать более 6 лет.
Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что выбор маршрута через Монголию означает, что основные объемы газа пойдут не на запад Китая, а в его центральные регионы и даже на восток страны, а ресурсной базой новой трубы рассматривается уже не Уренгой, а полуостров Ямал.
Кроме того, теперь Сила Сибири и Сила Сибири-2 должны соединиться рядом с Ковыктой, почти у границы с Монголией, то есть ставится задача объединить имеющиеся газопроводы Восточной Сибири с газотранспортными мощностями и системами газоснабжения в европейской части России, говорит Симонов.
«Такой подход означает, что у Газпрома будет альтернатива — ЕС или Китай с одной ресурсной базы. Это значит, что Газпром будет настаивать на примерно одинаковой формуле цены, вот тут с китайцами могут начаться трудности», — считает он.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
По данным китайской Комиссии по развитию и реформам, потребление газа в КНР за январь-май оценивается на уровне 130,91 миллиарда кубометров против 123,8 миллиарда кубометров за аналогичный период прошлого года. Согласно официальной статистике Китая, в первом полугодии 2020 года Китай импортировал 48,36 миллиона тонн газа, в том числе, в виде СПГ, тогда как в первом полугодии прошлого года этот показатель составлял 46,92 миллиона тонн.
По словам Елены Ананькиной, несмотря на то, что китайский рынок газа, в отличие от многих других, показывает рост, этот рост пока медленнее, чем ожидалось, отсюда и огромный навес предложения СПГ в мире. Китайская экономика — с растущим энергопотреблением, но газ дает только 8% первичного потребления, на уголь приходятся 58%, причем китайские угольные станции в основном новые, быстро закрывать их никто не будет, говорит она.
«Китайцы планируют не только и не столько переходить с угля на газ, сколько улучшать экологические характеристики существующей угольной генерации, строить ВИЭ и АЭС – в общем, диверсифицировать энергобаланс и поставщиков газа: Россия, Средняя Азия, СПГ, местная добыча», — говорит Ананькина.
Аналитик Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что учитывая масштаб и перспективы рынка Китая, Газпром может реализовать свой план, но конкуренция на рынке только усиливается и это будет непростой задачей. По его мнению, рост поставок в Китай, возможно, произойдет отчасти за счет СПГ.
Старший аналитик Сбербанка (MCX:SBER) по нефтегазовому сектору Андрей Громадин находит план Газпрома поставлять Пекину 130 миллиардов кубометров в год достижимым после 2035 года при условии согласования с Пекином ценовых условий, а пока говорит о возможности роста поставок СПГ, в том числе, за счет строительства третьей очереди завода на Сахалине.
«В своей презентации на дне инвестора в текущем году менеджмент отмечал, что доля поставок газа в восточном направлении может достичь 30% к 2030 году, при этом цель на европейском рынке – сохранить объем около 200 миллиардов кубометров. Это даёт нам ориентир по поставкам в Азию на уровне порядка 85 миллиардов кубометров к 2030 году», — сказал Громадин.
Один из крупнейших потребителей российского трубопроводного газа — Турция, куда Газпром также построил новый газопровод, Турецкий поток, cокращает в этом году импорт газа из РФ. Анкара планирует покрывать как минимум треть своего потребления закупками СПГ, который приходит из США, Нигерии, Алжира, Катара, а также России.
«Поставки газа по трубе требуют вложений в инфраструктуру и увеличивают страновые риски, как для покупателя, так и для продавца. Китай может предпочесть наращивать закупки газа в большей степени за счет СПГ, это дает больше гибкости», — считает Маринченко из Fitch.
(При участии Муюй Сюй в Пекине. Редактор Дмитрий Антонов)