МОСКВА (Рейтер) — Продление карантина в Казахстане до середины августа не снизит потребление топлива, но затрудняет планирование переработки нефти и выпуска нефтепродуктов в следующем месяце, говорят участники рынка.
Казахстан продлил карантин из-за коронавируса еще на две недели до середины августа, но благодаря отсутствию жестких ограничений на передвижение в стране сохраняется стабильный спрос на топливо.
«Жестких мер, как во время чрезвычайного положения, нет, а при ‘мягком’ карантине потребление, конечно, не восстановилось полностью, но стабилизировалось», — сказал источник в сети АЗС.
По оценке представителей торговых компаний, в июле потребление бензина в Казахстане на 10% ниже соответствующего периода прошлого года, а в августе прогнозируется сохранение ситуации или небольшой рост реализации.
«Трудно предсказать, но надеемся на лучшее и ждем в августе постепенного ослабления ограничений и роста продаж бензина и дизтоплива», — отметил источник в отрасли.
Между тем продление ограничительных мер внесло сумятицу в августовские производственные планы НПЗ и тормозит экспортные продажи.
«Планов на август сейчас несколько, пока не могут решить, какой выбрать. Один из вариантов — увеличить экспортный график для нефти, тогда переработка снизится. С экспортными объемами бензина и дизтоплива пока нет решения», — сказал источник, близкий к правительству республики.
По оценке представителей торговых компаний, баланс на рынке бензина в Казахстане поддерживается его экспортом и сокращенным выпуском продукции из-за ремонта на Атырауском НПЗ.
Однако накопленные запасы дизтоплива создают проблемы с его хранением и отгрузкой.
Так, за период с 1 по 28 июля с трех крупных НПЗ было отгружено на внутренний рынок 300.354 тонны дизтоплива, что почти на 33.000 тонн ниже объема производства.
«На Атырауском НПЗ затоварка дизелем, все нефтебазы залиты», — сообщил источник в торговой компании.
«Дизтоплива сейчас хватает, зашло много импорта в июне и июле. Запрет на ввоз пока не отразился на продажах, но в сентябре будет востребовано российское дизтопливо класса Евро-5. Есть потребители, которым нужно высокое качество, а на НПЗ Казахстана — К4 (Евро-4)», — отметил трейдер.
Крупные казахстанские ресурсовладельцы не изменили оптовые цены на августовские партии моторного топлива для внутреннего рынка, а график экспорта на следующий месяц еще не сформирован Минэнерго.
РЫНОК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Российские поставщики пока изучают ситуацию на рынке нефтепродуктов Центральной Азии, не озвучивая ценовые предложения на август, но учитывая восходящую динамику конца июля.
«Сначала будем выполнять обязательства перед внутренними потребителями, затем — рынок Центральной Азии, ориентируемся на экспортную альтернативу», — сообщил трейдер в ходе мониторинга Refinitiv Kortes.
Российские производители планируют экспортировать в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан в августе около 180.000 тонн дизтоплива и 80.000 тонн автобензинов, согласно железнодорожным планам, публикуемым в терминале Eikon.
При этом покупатели в регионе говорят и накопленных запасах топлива, падении потребления из-за коронавируса и низкой платежеспособности.
Согласно данным Refinitiv Kortes, партии бензина А-92 подорожали при поставке в Узбекистан на этой неделе на $10-$65 за тонну до $425-$430 за тонну на погранпереходе Сары-Агач.
Летнее дизтопливо выросло в цене на $5-$10 за тонну на погранпереходе Сары-Агач до $380-$435 за тонну для Киргизии и до $425-$460 за тонну — для Таджикистана, по данным Refinitiv Kortes.
Казахстан экспортировал за период с 1 по 28 июля свыше 17.000 тонн бензина А-92 в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, по оценке трейдеров.
(Алла Афанасьева, редактор Людмила Зараменских)