Людмила Зараменских, Максим Назаров
МОСКВА (Рейтер) — Независимые сети АЗС в России столкнулись с небывалым падением реализации топлива весной в период карантина, сменившимся потерей маржи летом из-за дефицита и роста оптовых цен, как и во времена кризиса 2018 года, но все же находят спасительный фарватер в «красном океане» заправочного бизнеса.
По данным Российского топливного союза (РТС), в стране работают порядка 24.000 АЗС, из которых на долю независимых компаний приходится около 60%. Через частные заправки реализуется около 30% моторного топлива, а остальной объем продают станции вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК).
Причём последние могут себе позволить не очень заботиться о марже розницы, получая прибыль в опте.
Зависимость от производителей топлива, используемое государством административное влияние на цены и замедление экономики страны из-за коронавирусных ограничений заставили розничных операторов реагировать, чтобы сохранить бизнес. Однако вариативность этой реакции была широкой: от максимального сокращения издержек до уменьшения доли продаж собственно топлива.
МОСКВА — ГОРОД ХЛЕБНЫЙ
Автозаправочный комплекс частной компании Нефтьмагистраль в Москве внешне мало напоминает привычную АЗС, а примеси бензина в воздухе постепенно вытесняются ароматами кофе, выпечки и свежевыжатого сока. Это запах прибыли.
«Мы поняли, что в условиях, когда маржинальность на бензине минимальная, тогда все, что зарабатывается, зарабатывается на магазинах, ресторанах и дополнительных сервисах. Получается, что мы практически ритейл», — сказал Рейтер коммерческий директор Нефтьмагистрали Сергей Соловьев.
На АЗС расположены кафе, мини-маркет с продуктами и непродовольственными товарами, аптечный стенд. При заправке работают автомойки самообслуживания.
Соловьёв говорит, что на сегодняшний день прибыль от сопутствующих сервисов компании составляет порядка 40% от общего дохода, а в течение ближайших трех лет этот показатель планируется увеличить до 70%.
Частная Нефтьмагистраль работает на российском рынке с 2001 года и сейчас владеет 98 АЗС, расположенными в Москве и Московской области. Топливо Нефтьмагистраль закупает по прямым контрактам с Газпромнефтью, в основном производства Московского НПЗ, а также у Роснефти (MCX:ROSN) и Лукойла (MCX:LKOH).
Помимо заправок Нефтьмагистраль для хранения высокооктанового автобензина имеет собственную небольшую нефтебазу во Внуково общим парком около 1.500 кубометров, при которой действует полноценная лаборатория контроля качества нефтепродуктов, а также автопарк из около 60 транспортных средств для доставки топлива и товаров, в том числе для ресторанов.
На заправках Нефтьмагистрали работают рестораны быстрого питания под брендами Магбургер и Сабкафе, компания имеет также свою фабрику-кухню Гурманика.
Нефтьмагистраль стремится ежегодно увеличивать число АЗС в среднем на 6-10 станций. Стоимость одного современного АГЗК, по оценке Соловьева, составляет порядка 300 миллионов рублей.
ПРОДАЖИ ВЫРОСЛИ, МАРЖА УПАЛА
По оценке Соловьева, во время карантинных ограничений, с конца апреля по середину мая, розничные продажи моторного топлива упали в Москве приблизительно на 70%, в Московской области — 35-40%. Восстанавливаться реализация начала с конца мая, к середине июня АЗС Нефтьмагистрали вышли на обычные объемы продаж, а к концу июня-июле превысили среднее значение, характерное для предыдущих лет, по разным заправкам от 3% до 7%.
Причинами роста продаж топлива, превышающими лето прошлого года, представитель компании считает то, что из-за отмены международного авиасообщения россияне стали активнее осваивать внутренние туристические маршруты, а также меньше пользуются общественным транспортом, в целях безопасности предпочитая личные автомобили.
Соловьев отмечает, что нефтекомпании оказались не готовы к быстрому восстановлению спроса. Производство топлива отстало от спроса, что привело к удорожанию оптовых партий высокооктановых бензинов до исторических максимумов, а также дефициту Аи-95.
Высокий опт «съел» маржу заправок, обрушив ее до минимума за последние 1,5 года, по оценке Соловьева.
«Сейчас время для автозаправочных станций более сложное, чем когда все стали выходить из ограничений, связанных с коронавирусом», — сказал он.
Соловьев уточнил, что маржа АЗС его компании в Москве при продаже А-92 сейчас в среднем составляет 1,5-2,0 рубля (менее 5%), Аи-95 — примерно 2,5 рубля (6%), дизтоплива — 4,0-4,5 рубля на литре (9%), а в Московской области — еще меньше.
При этом для покрытия всех издержек АЗС в части реализации топлива требуется маржинальность минимум 5-6 рублей на литр.
Кроме бензина и дизтоплива Нефтьмагистраль занимается продажей сжиженного газа — пропан-бутана, доля которого в общем объеме реализации моторного топлива компании составляет примерно 10%. На газе относительная наценка выше, чем на бензине и дизтопливе: пропан-бутан реализуется по 24,5 рубля за литр с наценкой 5,5 рубля за литр или 29% к входной цене.
На двух АЗС даже организована подготовка и продажа компримированного метана.
Финдиректор Нефтьмагистрали напомнил ситуацию 2018 года, когда ралли оптовых цен вывело маржу АЗС в отрицательную зону.
Так, два года назад, когда оптовые цены догнали розницу, руководство компании приняло решение держать цены в среднем на 2 рубля за литр выше, чем у нефтяников. Как ни парадоксально, частная компания, потерявшая почти половину объёмов продаж топлива, от этого выиграла — опять же благодаря дополнительным сервисам.
«У нас очень сильно увеличились продажи по магазинам и ресторанам… Мы поняли, что когда ты ставишь низкую цену, то к тебе приезжают люди, которые заправляются на 100-200-500 рублей, на последние… и больше ничего не покупают. А люди, которые и были готовы купить что-нибудь в магазине и кафе, не заезжают, потому что видят очереди (за дешёвым топливом). Когда уехали те, кто ничего не покупал, приехали те, кто покупает», — рассказал он.
НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ
В удаленных от Москвы регионах, где платежеспособность населения намного ниже, сети АЗС ищут свои способы выживания, делая ставки не на дополнительный сервис, а на оптимизацию расходов.
Управляющий одной из сетей АЗС во Владимирской области на условиях анонимности сообщил Рейтер, что компания закрыла магазины, поскольку торговля в них стала убыточной, минимизировала все издержки и сосредоточилась исключительно на продаже топлива, чтобы сохранить рентабельность.
«Отказались от магазинов. Они есть, но не открываем. Магазин для нас — убыточная тема. От кофемашин тоже отказались. Люди приезжают и заправляются на 200 рублей, на 500 рублей — это редко. Ни на какие булочки и кофе уже деньги никто не тратит», — рассказал он.
Представитель компании уточнил, что падение розничной реализации топлива во Владимирской области в марте-апреле из-за карантинных ограничений доходило до 35%-40%, но к концу апреля спрос почти вернулся к докризисному показателю, а в мае полностью восстановился.
«Слишком строгого карантина не было — в основном люди продолжали работать. Кроме того, дачники, кто из Москвы к нам на изоляцию переехал, очень поддержали продажи», — отметил он.
Средний объём реализации (пролив), необходимый заправке компании, составляет около 4.500 литров всех марок топлива в сутки, что соответствует издержкам АЗС в размере 4 рублей за литр.
«Провели работу, ужались. Лишний раз, может быть, даже не красим. Издержки сократили», — уточнил управляющий.
При текущей оптовой цене А-92 маржа АЗС — 2,5 рубля на литр, то есть сегодня сеть получала бы убыток 1,5 рубля с каждого литра.
Однако её выручает собственная достаточно вместительная нефтебаза, позволяющая летом обходиться без закупок дорогого бензина и продавать объемы, приобретенные еще в апреле, в период минимальных оптовых цен.
«У нас дешевые запасы с весны — это очень выручает, бензина до начала сентября хватит», — объясняет секрет выживания руководитель предприятия.
Компания в настоящее время владеет 6 АЗС во Владимирской области, а также нефтебазой на 17.500 кубометров для хранения бензинов и дизельного топлива.
(редактор Александр Ершов)