Правительство, возглавляемое бывшим руководителем Налоговой службы, предсказуемо делает упор на повышение собираемости налогов, в том числе и с физических лиц.
Перспектива роста дефицита бюджета, вызванная падением цен на нефть, пандемией, геополитическими и санкционными рисками, заставляет ведомства, ответственные за его наполнение, искать все новые и новые источники дохода.
Последний месяц мы наблюдаем, как стремительно вводит Минфин новации в отношении налогообложения компаний — металлургов. химиков, нефтяников, но наивно было бы полагать, что физлица выпадут из поля зрения ФНС.
>> Металлургам и химикам хотят поднять налоги
Часть нововведений были озвучены еще в марте президентом Путиным, например, введение 13-процентного налога на доходы от банковских вкладов свыше 1 млн руб. (Налог впервые будет начислен по итогам 2021 года).
Недавно налоговая разъяснила, что для сбора этого налога сама будет собирать информацию обо всех вкладах гражданина во всех банках и определять налоговую базу, на основе которой рассчитает, сколько денег необходимо заплатить в бюджет, писали «Ведомости».
Однако, ФНС не уточняла, как именно будет она собирать данные обо всех процентных доходах со всех вкладов. Помимо того, что это сильно смахивает на полное уничтожение банковской тайны, это еще и весьма трудоемкий процесс.
Кое-что (хотя далеко не все) становится понятным из новых инициатив правительства, заложенных в документе под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», которое правительство внесло в Госдуму.
В приложении к документу, в частности, предусматривается в течение ближайшей трехлетки «расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства».
Авторы новации полагают, что это «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».
Деталей по реализации этой инициативы не приводится.
По мнению партнера ФБК Legal Надежды Орловой, которым она поделилась с РБК, новая инициатива, похоже, направлена на то, чтобы дать налоговым органам возможность получать банковские данные клиентов-физлиц вне налоговых проверок (как они должны делать в рамках действующего законодательства).
РБК со ссылкой на «Коммерсант» напоминает, что летом 2018 года ФНС уже направляла такое предложение в Минфин, но замминистра Илья Трунин, завернул его, отметив, что налоговикам не нужны новые полномочия для повышения сборов с «физиков».
Сейчас банки и так передают налоговой данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний, а также (с 1 апреля 2020 года) — сведения об открытии или закрытии электронных кошельков.
Не существует большой проблемы для ФНС узнать и подробности о вкладах и счетах физлиц в рамках налоговой проверки, но для этого ей все же надо направить в банк мотивированный запрос, причем с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.
Как отмечает г-жа Орлова, налоговых проверок физлиц сейчас проводится немного, (по данным ФНС, в среднем на физлиц приходится лишь 3% выездных проверок в год), поскольку это «трудоемкий процесс с неочевидной эффективностью».
Однако, если ФНС будет автоматически получать больший массив данных о банковских вкладах и счетах, налоговая сможет «анализировать данные о движениях денежных средств, выделять конкретные группы налогоплательщиков и точечно проводить проверки». Благо систем по анализу больших данных становится все больше.
Понятно, что если законодатели введут соответствующий механизм, банки будут обязаны его исполнять, хотя это увеличит нагрузку на персонал и фактически оставит лишь воспоминание о банковской тайне, которую ранее Центробанк пытался защищать.
Однако теперь Банк России, судя по внесенному в Думу документу, готов к тому, что законодательно будет урегулирована возможность налоговых органов получать и от ЦБ «необходимые документы и сведения, составляющие банковскую тайну, а также возможности Банка России получать отдельные сведения, составляющие налоговую тайну, необходимые для исполнения возложенных на него функций».
Какова будет реакция населения в случае предоставления налоговой права копаться во всех частных счетах, предсказать несложно: скорее всего, возможен небольшой отток средств из банков, который быстро прекратиться в связи с отсутствием реальной альтернативы такому инструменту как банковский счет.
По данным ЦБ на 1 июля 2020 года население держало на банковских депозитах 31,7 трлн руб.
Текст подготовила Александра Шнитникова
Важным элементом финансов служит категория распределения ресурсов. Данная категория является древней и существует ещё со времён рассвета человеческого общества. Например, в первобытном обществе охотники забили мамонта, но поделились с остальным племенем (женщинами, стариками, детьми), которые непосредственно в охоте участия не принимали — такая система отношений, основанная на распределении ресурсов, способствовала формированию человеческого социума, без чего невозможно было бы зарождение цивилизации и системы государственности. В современном государстве делятся уже финансовыми ресурсами, а во главе угла по-прежнему стоит система их распределения. Распределение не обязательно подразумевает безвозмездный характер получения финансовых ресурсов — наоборот, под распределением понимается как бы мена, обмен разнородных ресурсов. Например, пенсионер отдал свой многолетний труд и производил отчисления в социальные фонды государства, а государство по достижению гражданином определённого возраста распределяет уже новые поступления будущих пенсионеров и выплачивает их действительным пенсионерам. Многие исторические деятели спекулировали на понятии распределения во взаимосвязи с такими категориями как справедливость, равенство или, наоборот, неравенство, из-за чего сформировалось множество трактовок термина распределения ресурсов в теории финансов